Святители Московские и Русский мир

Вторник, 18.10.2022 20:51

Отмечаемый ныне в Церкви праздник – Собор Святителей Московских – помогает еще раз осмыслить понятие Русского мира и значение, историческое и духовное, града Москвы.

Напомню, что первым из святителей, входящих в этот Собор, был святитель Петр Московский († 1326). Он, к слову, родом с Волыни. Однако никогда не тяготел ни к чему западному, а оставался всецело русским человеком. Официально его титул звучал так: митрополит Киевский и всея Руси. То есть, Киев был неразрывен от Руси, и это была единая Русская митрополия.

Но почему митрополиты (тогда у нас Церковь возглавлялась не патриархом, а митрополитом) переместились из Киева в Москву?

Киев в то время претерпел дважды сильное разорение. В 1240 году его порушили и разграбили полчища хана Батыя, осталось около 200 дворов. А в 1299 году (про эту дату мало кто знает) Киев настолько был разорен золотоордынским ханом Тохтой, что совершенно опустел. Как сказано в летописи, «весь Киев разыдеся», то есть выжившие люди, ремесленники, мастеровые, торговцы разошлись кто куда. Киев утратил значение крупного городского центра. Возглавлявший в то время Русскую Церковь митрополит Максим вынужден был перенести свою резиденцию сначала в Брянск, а затем во Владимир (северо-восточная Русь того времени).

И уже святитель Петр перенес церковное управление в Москву. То есть, этот выбор осуществлен был святым человеком, исходил из практической необходимости, и в этом сказался Промысл Божий.

Известно, что святитель Петр с детских лет посвятил себя Господу, в 12-летнем возрасте ушел в монастырь. Еще известно, что он писал иконы, в частности им написана знаменитая чудотворная Петровская икона Божией Матери. Когда умер митрополит Максим, то на его место было выдвинуто два претендента. От тверского князя в Константинополь направили игумена Геронтия. Однако во время бури на Черном море плывшему на корабле Геронтию явилась Божия Матерь и сказала: «Напрасно трудишься, сан святительский не достанется тебе. Тот, кто написал Меня, Ратский игумен Петр, возведен будет на престол Русской митрополии». То есть, Сама Божия Матерь избрала святителя Петра. Она сказала, что возведен он будет на престол Русской митрополии. И титул его, повторим, официально звучал так: митрополит Киевский и всея Руси.

В то время шла борьба за великокняжеское достоинство между князьями Михаилом Тверским и Юрием Московским. А Юрий Московский – внук святого Александра Невского, сын святого Даниила Московского. Святитель Петр благословил именно Юрия Московского.

Когда вновь возгорелась борьба за великое княжение, святитель Петр поддержал московского князя Ивана Калиту (Юрий Московский погиб в орде). Именно святитель Петр дал Ивану Калите знаменитое благословение относительно Москвы, ставшее пророческим: «Если ты успокоишь старость мою и возведешь здесь храм Богоматери (Успенский собор в Кремле), то будешь славнее всех иных князей, и род твой возвеличится, кости мои останутся в сем граде, святители захотят обитать в оном, и руки его взыдут на плещи врагов наших». Благословение святителя Петра относительно Москвы исполнилось. Москва возвысилась как центр всей России, стала собирательницей земель русских.

То есть, Промысл Божий вел Россию по такому историческому пути, что именно Москва стала центром. Господь через Святителей Своих благословил именно град Москву. Киев же на некоторое время подпал под влияние Великого княжества Литовского, потом – Речи Посполитой. И только в 17 веке путем огромных усилий Киев удалось вернуть.

Что касается святителей Московских, то мы видим здесь нечто удивительное. Среди них – подвижники и чудотворцы, миссионеры, просвещавшие дальние края и мудрые ученые, трудившиеся в кабинетах над книгами. Они противостояли ересям, западному латинскому влиянию, они помогали государству во времена смут. И кстати, никакого национализма мы здесь не встретим. Например, в соборе Московских святителей значатся митрополиты Феогност и Фотий, которые по национальности были греками, а святитель Киприан был болгарином.

Еще упомянем, что в 1448 году при Московском святителе Ионе Церковь Русская обрела автокефалию – самостоятельность, независимое от Константинополя управление. Это случилось по простой и очевидной причине – назначенный до этого от греков митрополит Исидор поехал на проводимый католиками Ферраро-Флорентийский собор (1438-1439 гг.), и там он с ними подписал документ о подчинении католикам, вступил в унию с Римом. Получается, что поставленный Константинополем в Россию митрополит вместе с Константинопольским патриархом уклонились от Православия. И зачем тогда от греков митрополит? Потому и был назначен свой – святитель Иона, и потому была провозглашена автокефалия. Святой Иона, кстати, был последним святителем, имевшим кафедру в Москве, но носившим титул митрополита Киевского.

Таковы некоторые вехи исторического пути града Москвы и святителей Московских. Что бы ни случилось – обретение патриаршества (святитель Иов), потом упразднение патриаршества Петром I, потом вновь восстановление его уже в годы революции (святитель Тихон) – Москва вопреки всем трудностям украшалась духоносными предстоятелями.

Да не оставит Господь Россию по молитвам святителей Московских!

священник Валерий Духанин

Просмотр (49)