Уроки православия. Священник Валерий Духанин о Промысле Божием. Урок 3

Среда, 28.09.2016 21:52

soyuz

На ближайших уроках православия священник Валерий Духанин продолжит говорить о важнейшей составляющей духовного опыта – о доверии христианина к Промыслу Божиему. А также о недоверии к нему: ведь именно скудость или отсутствие такого опыта и не дает нам порой всецело положиться на Бога в любых обстоятельствах.

– Каждый день церковного календаря – это удивительное свидетельство того, как люди спасались и в итоге спаслись. За множеством имен в святцах мы видим старых и молодых мужчин и женщин, живших в разных странах и в разные времена. Но всех их объединяет одно – живая и деятельная вера во Иисуса Христа, а значит и непосредственный опыт жизни в Боге. Без обретения такого опыта спастись невозможно, но, чтобы обладать им, необходимо иметь и полноту знаний о Боге, и личные духовные переживания, и практические навыки, умения. Все это нарабатывается упорным и продолжительным духовным трудом, который направлен на единение человека с Богом, на его духовное преображение и совершенство.

И на ближайших уроках православия мы будем говорить о важнейшей составлявшей этого опыта – о доверии христианина к Промыслу Божиему. А еще – о недоверии к нему. Ведь именно скудость или отсутствие такого опыта не дает нам порой до конца положиться на Бога и всецело отдаться Ему в любых обстоятельствах. Святые отцы часто говорят о том, как важно человеку научиться предавать себя в руки Божии, не перечить Богу и не мешать Ему спасать нас. Но иногда незнание, а иногда – неопытность и нерешительность не дают нам в бедственных, горестных и опасных обстоятельствах жизни сохранять трезвость мысли, покой в душе и твердую веру в то, что Господь всегда промышляет о нас, то есть заботится о нашем спасении. И примеры из жизни святых помогают нам укрепляться в вере и утверждаться в мысли, что Господь Своим Промыслом ВСЕГДА хранит каждого человека и, по слову святителя Филарета Московского, всегда направляет его к благим целям, содействует всякому добру, пресекает всякое зло или исправляет таковое и обращает к добрым последствиям.

– Вспомним известную историю из Священного Писания, связанную с праведным Иосифом, которого братья продали за двадцать сребреников в рабство; его увезли в Египет. Иосиф являлся прообразом Господа Иисуса Христа: как Христа продали за тридцать сребреников, так Иосифа продали за двадцать сребреников (это была стоимость раба того времени). И что же? Он вроде бы стал рабом, но на самом деле Господь вел его так, что Иосиф становится приближенным самого фараона, правой рукой фараона. И со временем он достигает такого величия, что братья приезжают к Иосифу просить помощи. И мы знаем эту историю: в конце концов Иосиф открывается своим братьям. Они боялись, что он накажет их, а Иосиф им отвечает, что «не вы мне сделали зло, а это все устроил Господь Бог. Именно Он устроил так, чтобы я был продан, попал в Египет и постепенно возвысился до самого ближайшего к фараону приближенного, и смог уже помочь своим братьям в затруднительной ситуации». С этого момента начинается возвышение рода Иосифа, и народ богоизбранный как раз уже возрастал достаточно успешно, если говорить по земным меркам.

И это значит, что даже попускаемые какие-то горестные события, когда ты вроде бы теряешь все, когда, кажется, уже ничего невозможно предпринять и осуществить в твоей жизни, – все это лишь определенный жизненный урок, который подается тебе Господом Богом для того, чтобы ты стал более зрелым, чтобы ты не полагался на земное, а смог обратиться к Богу и относился к Нему как к своему Небесному Отцу.

Я очень люблю такой образ, связанный с воспитанием детей, когда родители учат ребенка ходить. Поначалу они его поддерживают, чтобы он не упал; они ведут его за руку; поддерживают, может быть, даже его головушку, чтобы он нигде не стукнулся. Но приходит время, когда нужно уже учиться ходить самостоятельно, и тогда родители выпускают руку ребенка. Он оказывается вроде бы без поддержки родителей, он начинает падать, набивать шишки, но только таким образом ребенок может научиться ходить самостоятельно.

И вот то же самое делает с нами Господь Бог, когда позволяет жизненным испытаниям сокрушать нашу судьбу. Когда наш жизненный корабль вроде бы терпит крушение, когда волны хлещут со всех сторон и кажется, что Бога рядом нет. Ты взываешь – а Он как будто не слышит; ты просишь тебя спасти – а Он позволяет и дальше тебе тонуть в этой пучине. Оказывается, в этом заключается глубокий смысл, потому что страдания жизни – это серьезная школа, это кузница, в которой душа выковывается и готовится к вечности.

Есть такая притча, как один человек, покинув земной мир, предстал пред Богом и ему был показан путь его земной жизни в виде следов на мокром песке. И человек увидел, что рядом с его петлистой дорожкой следов, когда он петлял по разным закоулкам своей жизни, пролегали следы еще кого-то другого. И человек спрашивает: «Господи, а кто это всю жизнь шел рядом со мной?» Господь ему отвечает: «Это был Я. Я всегда был рядом с тобой». И вот человек смотрит: в одном месте одна пара следов исчезает. Стал вспоминать свою жизнь, оказалось, что это самое трудное событие из его жизни, когда он испытывал полное одиночество, и ему казалось, что он был всеми оставлен. Тогда он спрашивает: «Господи, посмотри, как мне было плохо в тот самый момент. Где же был Ты? Ведь я так в Тебе нуждался». И на это ему Господь отвечает: «Чадо, это Мои следы. В этот момент Я Сам взял тебя на руки и понес».

Это значит, что в минуту самых тяжелых испытаний, когда кажется, что никто тебя не слышит, на самом деле Господь Бог рядом с тобой.

Не говори, что нет спасенья,
Что ты в печалях изнемог:
Чем ночь темней, тем ярче звезды,
Чем глубже скорбь, тем ближе Бог…

Господь Сам претерпел за нас величайшие страдания, Он Сам стал Человеком, Он не имел, где главу преклонить. Он был еще Младенцем, а Его уже хотели убить, и Дева Мария с Иосифом вынуждены были бежать в Египет. То есть им негде было даже жить нормально, они скитались. С детских лет Христос испытывал тяжелейшие скорби, трудности. Он возрастал в простых условиях и помогал Иосифу в простом ремесле плотника; Он трудился. Вот есть такое наблюдение: на Туринской плащанице, когда проводили исследования, оказалось, что правая рука у Христа чуть больше, чем левая. А такое бывает у людей, которые занимались очень тяжелой физической работой. Когда в правой руке плотнику постоянно надо держать молоток или долото, постоянно надо трудиться, рука развивается. Это значит, что действительно Христос понес эти тяготы жизни: Он трудился намного больше, чем многие наши современники. Мы сидим перед телевизором, перед мониторами, на диванах, на креслах – и при этом нам все время плохо, и мы нуждаемся в каких-то психотерапевтах, в каких-то антистрессовых лекарствах. А Христос понес тяжелейшие скорби, и Он не обращался ни к какой медицинской помощи. Спаситель принял самую страшную смерть, и перед крестными страданиями в Гефсиманском саду Он говорил: «Моя душа скорбит даже до смерти».

Вот эти слова – «Моя душа скорбит даже до смерти» означают, что внутренние страдания Христа были таковы, что это мера просто умирания: настолько тяжело, что хоть умирай. Таковы были внутренние переживания перед тем, как выпить чашу крестных мук для искупления рода человеческого. И это значит, что Христос понес все человеческие скорби, Он выпил действительно чашу любых человеческих страданий. И когда какому-то человеку попускаются скорби, попускаются страдания, то Христос вместе с ним. Христос вместе со страдающими, а не с теми, кто благоденствует, отдыхает и наслаждается. Христос с теми, кто терпит лишения, кто несет болезни и скорби, а не с теми, кто живет ради своего удовольствия и думает только о самом себе.

Вот иногда говорят: где же был Христос, когда убивали детей в Беслане? Или: где Он был, когда тонут дети при каких-то несчастных случаях?.. А Спаситель вместе с ними. Он Сам претерпел такие страдания, Он Сам погиб мученически, если говорить мирским языком. Хотя этот термин, конечно, неприемлем, потому что Христос остался живым, Он воскрес, и Его крестная смерть стала победой, а не поражением. Но Спаситель находится с любым невинно страждущим существом, с любым невинно умирающим младенцем. И Он принимает их к Себе, ибо путь к славе Христовой пролегает через голгофы.

Совсем недавно, в июне 2016 года, мы знаем, произошел несчастный случай, когда в Карелии на Сямозере погибла группа детей. Они, в основном, замерзли в воде; кто-то утонул. Им было по 12-13 лет. Они плыли на двух лодках и на плоту, но разыгралась непогода. В итоге лодки потерпели такое крушение, что дети оказались в воде. Многие из них погибли, и смерть эта, конечно, весьма тяжела. Но мало кто знает о том, что среди этих деток, которые должны были погибнуть, была маленькая девочка Юля, которая оказалась без спасательного жилета. Остальные были в жилетах, в основном они замерзли. А она оказалась без спасательного жилета и должна была утонуть самой первой. И вот она погружалась в эту пучину, с трудом выныривала. И когда она выныривала, то буквально кричала, обращаясь к Богу с молитвой. Она не к людям обращалась, она не кого-то из родных, и даже не маму вспоминала – она обращалась к Господу и просила помочь. И в этот момент вот эта девочка Юля почувствовала, как какая-то невидимая сила извлекла ее из глубины и вытолкнула к суше. Вот именно эта девочка смогла выбраться, прийти в ближайшее селение и вызвать спасателей.

Из этого что мы можем извлечь? Что, когда человек обращается ко Господу даже в самой безвыходной ситуации, Господь вмешивается и помогает. Он спасает там, где никто не может спасти. Но любая смерть – в руках Божиих. И даже несчастный случай – и наводнение, и землетрясение, и удар молнии, и любые другие происходящие несчастные случаи – это все тоже от Бога, и это не значит, что умирающий человек отвержен Богом.

Вот среди святых значится праведный отрок, которому тоже было двенадцать лет, – святой Артемий Веркольский. Это был простой мальчик из крестьянской семьи в Архангельском крае, который рос очень тихим, скромным; вместе с отцом ходил в храм, молился, исповедовался, причащался. А потом однажды они пошли на поле, разыгралась непогода, и молнией убило этого мальчика. Вот что бы сейчас сказали? Во-первых, трагедия: родители остались без ребенка. Во-вторых: а где же Бог? Как так: семья воцерковленная, все молятся Богу, исповедуются, причащаются – и тут вдруг удар молнии?.. В те времена тем более люди говорили, что молния – это наказание Божие. И если мальчик поражен молнией, значит, у него были какие-то тайные грехи, за которые Бог его покарал.

И местные жители отказались хоронить этого мальчика. Тело было выброшено в сосновом лесу. Но вот прошло тридцать три года (это, кстати, XVI век, времена Ивана Грозного), и однажды совершенно случайно какие-то люди наткнулись на тело мальчика, а оно было абсолютно нетленным, то есть Господь его сохранил. И от этого тела, от этих святых мощей стали происходить чудеса. Мощи святого Артемия перенесли в храм, и там стало происходить еще больше чудес. Вот так оказалось, что сам мальчик пострадал и умер от молнии, то есть вроде бы полнейшая немощь и помощи Божией никакой, но при этом он помогает другим: он исцеляет больных, он исцелял бесноватых. И многие стали обращаться к нему в молитве.

Что это значит? Что Промысл Божий охватывает любые несчастные случаи. И на самом деле, нет такого случая, который мы могли бы назвать несчастным, потому что всё в руках Божиих. Вот как родители, когда они воспитывают своих детей: иногда они могут дать ребенку какую-то сладость, могут ему в утешение купить какой-то дорогой подарок, угостить его мороженым или пирожным. Но иногда, когда они хотят его вразумить или воспитать в чем-то, они могут, может быть, и шлепнуть его; могут лишить его каких-то конфет, сладостей – и это все является родительской заботой. Вот если мы видим, что наш ребенок тянется к цветочку, который растет на краю обрыва, и мы точно знаем, что, если ребеночек потянется, чтобы сорвать этот цветочек, он точно упадет в обрыв и погибнет, разве мы не возьмем на руки своего малыша и не унесем от этого цветочка? Конечно же, мы так сделаем.

Вот точно так же поступает Господь Бог, когда Он видит, что кто-то потянется к этим цветам жизни, к этим наслаждениям земной жизни, но в итоге упадет в греховный обрыв и там разобьется. И поэтому Господь кого-то промыслительно забирает из этой жизни, для того чтобы бесценная душа не разбилась о скалы страстей.

Все, о чем мы говорим, означает лишь одно – что в жизни нет ничего случайного и стихийного. Когда дети копошатся в своих песочницах, строят какие-то домики, а другие дети разламывают это, они думают, что они сами по себе. Но рядом есть их родители, которые заботятся и в нужный момент уводят из этой песочницы, и потихонечку детки возрастают к взрослой жизни.

Вот так Господь дает нам в нашей земной жизни. В каком-то смысле наша жизнь – это такая же песочница, где мы что-то пытаемся из песка построить. Но ничто не вечно. Какие бы мы ни строили дома, ни покупали автомобили – это все так же не вечно, как песочные домики на детских игровых площадках. И со временем Господь забирает нас отсюда для того, чтобы мы перешли к более совершенной, более взрослой и зрелой жизни.

Промысл Божий означает, что все находится в Божиих руках. Господь не попускает ничего ненужного, ничего излишнего. И отсюда мы должны извлечь тот урок, что попускаемые нам события жизни нужно принимать спокойно. Бессмысленно выходить из себя и говорить: «За что мне это дано?», если мы все равно не можем этого сейчас понять. Как говорили святые, нужно предать самого себя в руки Божии. Это значит вверить весь свой жизненный путь Господу Богу и сказать: «Я знаю, Господи, что Ты ведешь меня по тому пути, по которому Тебе угодно, и этот путь для меня самый лучший. Я предаю себя в Твою волю. Да будет все по воле Твоей».

Как часто мы изъедаем самих себя, уничтожаем себя своими переживаниями, когда у нас что-то не получается. Или хотели мы что-то получить… Часто у молодых людей: хочется ему познакомиться именно с таким другом, и всё: «А без него и жить не хочу». А может быть, с этим человеком ты настолько будешь несчастлив, что действительно тогда уже и не захочешь жить?.. А может быть, ты и познакомишься с ним, но только пройдет какое-то время, потому что тот жизненный опыт, который у тебя есть сейчас, не позволит тебе общаться с этим человеком, не позволит тебе создать полноценную семью, и Господь дает тебе еще определенное время, чтобы ты набрался побольше жизненного опыта.

Вот если что-то у нас не получается, то следует понять, что это нам и не нужно. Нужно идти по тому пути, по которому Господь тебя ведет: Он дает определенные способности, Он открывает какие-то жизненные двери, Он открывает какое-то окошко, куда можно выглянуть и через которое можно увидеть какой-то свет. Вот по этому пути и нужно следовать, не изъедая себя лишними переживаниями, не негодуя на происходящее, а стараясь все предавать в руки Божии.

И когда мы научимся жить именно так, стараясь выстраивать всё не по своей воле, а по воле Божией, тогда внутри у нас наступит полная ясность, спокойствие, умиротворение. И только так мы сможем полноценно увидеть свою собственную жизнь: что же нам действительно нужно, к чему мы должны стремиться и какие цели мы должны в жизни достичь. Да поможет нам в этом Господь, наш любящий Отец, Который премудро устраивает жизнь каждого человека. И прославим Господа за это во веки веков. Аминь.

Просмотр (256)