Уроки православия. Священник Валерий Духанин о Промысле Божием. Урок 1

Среда, 21.09.2016 23:00

soyuz

Кто-то, оглядываясь на прожитые годы, наверняка может увидеть действие Промысла Божия в своей жизни, то есть заботу Бога о себе. А кто-то, увы, о такой заботе не знает, в нее не верит и думает, что жизнь – это всего лишь стечение случайных событий и обстоятельств. Священник Валерий Духанин рассказывает о том, как Господь своим Благим промышлением хранит нас, ограждает от возможных ошибок и направляет к истинному благу.

– Всем нам хорошо знакомо слово «промышленность». В самом широком смысле оно означает ту хозяйственную деятельность человека, которая направлена на создание, преобразование, перемещение материальных предметов. Кстати, придумал это слово русский историк и литератор Николай Михайлович Карамзин – он образовал его от слова «промышлять», то есть заниматься каким-либо промыслом, ремеслом. Но оказывается (и христиане об этом хорошо знают или должны знать), в мире существует и Божье Промышление, и направлено оно на наше спасение! Божий Промысл есть постоянная забота Творца обо всем, что Он создал.

Каждый из нас, оглядываясь на прожитые годы, наверняка сможет увидеть действие этого Промысла в своей жизни, то есть заботу Бога о нас. Особенно ярко это видно в тех напряженных ситуациях, когда мы сами ни на что влиять не можем. Но вдруг при этом происходит нечто такое, что позволяет нам найти решение, обнаружить вход или, напротив, выход, а то и просто выжить. И по прошествии времени мы понимаем – не будь такого вмешательства в нашу жизнь, все могло бы пойти по худшему сценарию.

Увы, многие люди о такой заботе Бога не знают, в нее не верят, не видят этого действа в своей жизни, и им порой кажется, что жизнь – это всего лишь стечение случайных событий, обстоятельств. И на ближайших уроках православия священник Валерий Духанин поможет нам узнать о том, как Господь Своим благим Промышлением хранит нас, ограждает от возможных ошибок и направляет к истинному благу.

– Все вы, конечно, знаете про такой литературный персонаж, такого литературного героя, как Робинзон Крузо, который высадился на одиноком острове и провел там много лет. Но, наверное, мало кто знает, что у этого литературного героя был свой исторический прототип – шотландец Александр Селькирк. И он действительно в 1704 году отправился в плавание в Вест-Индию, это Латинская Америка, которую тогда старались только-только освоить. Получилось так, что во время этого плавания Александр Селькирк повздорил с капитаном и решил сам добровольно высадиться на необитаемом острове.

Может возникнуть вопрос: зачем он это сделал? А дело в том, что хотя этот остров был необитаем, но туда часто заплывали корабли, чтобы пополнить запасы пресной воды. И вот Александр Селькирк высаживается на этом острове, берет с собой какое-то продовольствие, одежду, оружие и в том числе Библию, Священное Писание, которое потом ему очень пригодилось. И вот оказалось так, что на протяжении четырех с половиной лет сюда не приплыл ни один корабль. Александр Селькирк полагал, что эта его высадка оказалась совершенно ненужной, что, может быть, вообще за ним уже никто никогда не придет, но вышло так, что именно это стало для него настоящим спасением. Почему? Да потому, что корабль, с которого он сошел, вскоре после его высадки потерпел крушение, так что там практически никто не выжил. И вот так получилось, что для Александра Селькирка эта высадка стала настоящим спасением, он понял, что о нем позаботился Господь Бог.

Очень часто в нашей жизни происходит то же самое. Мы думаем, что предпринятые нами поступки, какие-то события из нашей жизни были совершенно излишними. И зачем мы так поступили – мы сами этого не понимаем. Бывает так, что мы ставили какие-то определенные планы в своей жизни: например, хотели куда-то поступить, познакомиться с каким-то человеком, с кем-то связать свою личную жизнь, но в реальности все происходило не так, как мы предполагали до этого. И поначалу нам кажется, что во всем этом не было никакого смысла, но проходит много лет, и только спустя годы мы начинаем осознавать, что в этом заключался определенный промысл, как будто кто-то вел нас по этому пути, заботился о нас, отводил от каких-то ненужных для нас предприятий, решений, вел к чему-то другому.

Нет ни одного человека на земле, который, прожив много лет, не удивился бы, как каким-то совершенно непонятным, неизъяснимым образом складывался путь его жизни. Где я родился и куда я поступил учиться? С кем я хотел познакомиться, но в итоге с кем я в реальности вступил в брак и создал семью? Что я задумывал и что я на самом деле осуществил? Как будто кто-то действительно по жизни тебя подправляет, кто-то дает тебе какие-то подсказки или где-то он ставит тебе некие препятствия, что вот туда не ходи, а где-то, наоборот, он открывает тебе дверь, через которую ты входишь, – и именно там раскрываются твои таланты.

Знаете, было даже это замечено еще в дохристианском мире, и одно из древних дельфийских пророчеств гласило: «Проси или не проси – Бог присутствует всегда». И это значит, что иногда мы обращаемся с какими-то молитвами к Богу, мы просим Его о чем-либо, мы думаем, что нам лучше вот именно так. Господь отвечает на нашу молитву, но отвечает не так, как мы этого хотим. Он присутствует рядом с нами, но ведет нас по жизни так, как это было бы лучше для нас.

Я приведу такой образ. Когда мамочка еще вынашивает своего малыша, еще не родившегося, этот маленький ребеночек в ее лоне не представляет, что о нем заботится его мама, что вся его жизнь зависит только от нее: он питается ее соками, он согревается ею, и без нее он, собственно, никуда. Ему в голову не придет, что его существование зависит от его матери, но проходит время, когда он рождается на свет и становится способным увидеть свою родную маму. Так и Господь заботится о нас в нашей жизни, Он так же вынашивает нас, питает и согревает, и Он очень хочет, чтобы со временем мы смогли родиться к истинной жизни, в которой мы увидим подлинный свет и сможем увидеть своего родного Отца.

Промысл Божий – это, во-первых, промышление, забота наперед. Промышление означает забота наперед. Вот как есть определенные земные промыслы, например рыболовецкий промысел, когда рыболовы заранее рассчитывают, когда именно им отправиться в плавание, чем снабдить себя в этом плавании, кого взять с собой, а кого не брать туда, сколько времени должно продлиться это плавание, сколько собственно рыбы они могут принять в свое судно, но не более положенного, потому что оставшаяся рыба просто сгниет, и так далее. Они рассчитывают, что именно они будут делать, а кого-то из участников, может, придется высадить прямо перед плаванием для его же собственного блага и для блага других участников.

Вот так и Божий Промысл – это некое промышление и забота наперед. Господь видит и знает, как устроить нашу жизнь, что нам подать: кому подать какое-то благо, а кому-то, наоборот, не подать его, потому что оно ему не на пользу; кому-то отпустить больше времени жизни, а кому-то, наоборот, сократить; кого-то призвать к каким-то великим и значимым делам, а кого-то, наоборот, уберечь от этих дел, потому что они пойдут во вред этому человеку.

Можно вспомнить, как известный наш писатель Александр Исаевич Солженицын болел страшной онкологией, и уже были по всему телу метастазы, его просто выписали умирать, а Господь сохранил ему жизнь. Для чего? Для того, чтобы он послужил России. И его удивительные книги, которые открыли нам взгляд на то, что происходило в XX веке, – это, конечно, тоже дело Божьего Промысла. И вот Господь помогает человеку тогда, когда он живет не ради себя, не ради своего тщеславия, не ради какой-то земной славы, богатства, могущества, а когда он посвящает себя жертвенно чему-то более высокому. И это значит, что, если нужно, Господь может спасти тебя от любой болезни, для Бога нет безысходных ситуаций, но кому-то, может быть, более полезно страдать.

Часто мы думаем: почему со мной случилось то или другое? почему я заболел и не смог поступить в такой-то институт? А другой наоборот: думал поступить в другое учебное заведение, а поступил именно сюда. Да именно потому, что нас ведет Господь Бог. Он ведет нас по жизни, Он заботится о нас и подает нам именно то, что нам нужно. Но мы, находясь в условиях своей земной жизни, зачастую не можем этого понять. Как, знаете, если пытаться разглядеть мозаику и глаза приблизить плотно к полотну, то ничего не поймешь, увидишь какие-то камешки с какими-то оттенками, тонами, цветами, но какой в них смысл – ты не поймешь. И только если немножко, хотя бы на какое-то расстояние отодвинуть лицо от этого полотна, можно уже видеть, что эти камушки складываются в удивительные созвучия друг с другом, что они образуют собой какие-то очертания. А если отойти еще подальше от этого полотна, то ты увидишь целый узор, рисунок. И мозаика понимается только на расстоянии, вот так и Промысл Божий может быть понят только на определенном расстоянии.

Нельзя понять смысл происходящих событий, когда ты пытаешься, тоже прижавшись, как к этому полотну, глазами в упор высмотреть, что же там такое происходит. И только когда у тебя уже накопились определенные события жизни, ты имеешь определенный опыт своего жизненного пути, то начинаешь понимать, что действительно пройденный путь имел определенный смысл.

Я знаком с человеком, который пережил клиническую смерть. И этот человек рассказывал, как он оказался на операционном столе, потом он отключился своим сознанием и вдруг увидел свое тело со стороны. Потом он стал куда-то удаляться и оказался уже в неизвестных сферах. И вот там ему был показан весь его жизненный путь, вся жизнь была прокручена перед его глазами, как что происходило. И оказалось, что за время земного пути не было абсолютно ничего бессмысленного, даже какие-то вроде бы случайные встречи, какие-то события, которые казались абсолютно ненужными, и они все имели смысл. Они являлись определенными камушками вот в этой мозаике, которая выкладывалась в жизни и формировала полноценную ее картину. Вот так и все события, попущенные Богом, – это были камушки данной мозаики.

Часто мы думаем, что если я буду заниматься только таким делом, то я смогу достичь огромных успехов, но реальная жизнь диктует свои законы. Вот ты женился – и нужно уделять время своей семье, нужно заниматься с детьми, которые вроде бы отнимают силы, время. И мы думаем, что не посвящаем свою жизнь, может быть, какому-то другому, более значимому делу. Но на самом-то деле именно то, что нам и подается, и является более значимым, это то, что формирует нашу реальную жизнь, помогает нам созидать свою душу, обретать полноценный опыт и именно так созревать для той цели, к которой ведет нас Господь Бог.

Промысл Божий, как пишут богословы, является общим и частным. Общий означает, что Господь Бог заботится вообще о всей Вселенной. Есть интересное наблюдение астрофизиков. Если понаблюдать, например, за планетами Солнечной системы, все они усеяны огромными кратерами. А ведь кратеры в основном имеют такое происхождение: огромные астероиды ударялись в эти тела и оставляли там кратеры. И в Солнечной системе только одна планета лишена этих кратеров – это наша планета Земля, как будто кто-то специально уберег ее от таких огромных космических потрясений.

У ученых существует даже такой принцип: он называется антропный принцип, от слова «антропос» – человек. Он означает, что вся наша Вселенная устроена так, как будто кто-то специально заранее позаботился о человеке. Все законы нашего мироздания, все основные константы устроены так, как будто кто-то специально предполагал, что будет жизнь, что на планете Земля должен появиться человек и для него нужны соответствующие условия. Атмосфера нашей планеты, соотношение газов с кислородом, плотность воздуха, скорость вращения нашей планеты – все это совершается строго по таким законам, которые позволяют жить человеку. И если бы эти законы были несколько иными (уклонились бы чуть вправо или влево), то никакой жизни на Земле просто не состоялось бы. Это пример общего Промысла Божия, когда Господь являет Свое участие и Свою заботу о всей Вселенной, о мироздании. И мы видим, что планета Земля удалена от Солнца ровно на такое расстояние, что она согревается, не охлаждается, и в то же время солнечный свет не дает нам какого-то чрезмерного перегрева. Мы можем жить совершенно спокойно и осуществлять предстоящие нам дела.

Но Промысл Божий является еще и частным. Частный Промысл Божий – это забота о каждом конкретном человеке. Мы говорили с вами, что Промысл Божий является промышлением наперед, предусмотрительной заботой наперед. И действительно, Господь заранее предвидит, что какому человеку подать, в какое время какому человеку родиться, у каких родителей, в какой стране. Это значит, что каждый из нас поставлен именно на свое место и в свое время.

Мы приводили образ мозаики. Если рассматривать отдельный камушек в этой мозаике, то может показаться, что он сам собой ничего не представляет, но в общей мозаике этот камушек обязательно вписывается в общий тон целой картины, он имеет такие очертания и такую расцветку, которые вписываются в рядом находящиеся камушки. То же самое представляет собой каждый из нас. Мы имеем определенные дарования, определенные способности, мы родились в такое время, когда Господь нам и дал жить, и мы именно по своим способностям вписываемся в тот мир, в то окружение, которое нам и подходит, как этот камушек в мозаике. И это значит, что в жизни ты всегда можешь проявить себя, ты можешь раскрыть свои дарования, которые даны тебе, и можешь принести ту пользу, к которой ты призван.

В основном, когда мы обращаемся к Богу, мы непременно ищем от Него спасения от каких-то скорбей, от каких-то, как нам кажется, безысходных ситуаций. И нам кажется, что в этих скорбях мы оставлены Богом, но для Господа ничего собой не представляет избавить нас от трудностей, в которых мы оказываемся, от бед, болезней, неприятных ситуаций. И если нужно, Господь может спасти человека там, где он в принципе, по естественным причинам, не мог бы выжить.

Яркий пример такого Промышления, конкретной заботы Божией о конкретном человеке жизнь нашего известного полководца Михаила Илларионовича Кутузова. Все, конечно, знают, что Кутузов был слеп на один глаз, что это была некая рана, но мало кто знает, что на самом деле Кутузов дважды был смертельно ранен. Первый раз, когда он находился еще в Крыму, возглавлял целый батальон гренадеров. И это было время, когда турецкий султан решил захватить полуостров Крым, туда вторгся десант, который высадился рядом с Алуштой.

Наши войска, находившиеся в Крыму, срочно были брошены на противодействие турецкому десанту. Кутузов возглавлял батальон, и во время сражения он получил смертельную рану. Пуля вошла ему в левый висок, прошла почти через левый глаз и вышла возле правого глаза. По всем понятиям тогдашней медицины эта рана была смертельной, помочь Кутузову не могли, его только умыли водой из святого источника. Этот источник сохранился до сих пор. И вот чудесным образом Михаил Илларионович Кутузов выздоровел. Он исцелился в том смысле, что он выжил. Кстати, левый глаз у него видел вопреки расхожему мнению, но видел намного хуже, чем правый.

Прошло четырнадцать лет, и во время очередных военных кампаний Кутузов получает новое ранение, и тоже пуля каким-то удивительным образом входит в левый висок и выходит возле правого глаза. Пуля прошла практически по тому же самому пути. Вновь это была смертельная рана, и вновь Кутузов исцеляется. Почему так? Да потому, что Господь его специально уберегал для главного дела его жизни. А что же это было за главное дело Кутузова? Конечно, это война с Наполеоном, противодействие французским захватчикам в 1812 году. И как только Наполеон был изгнан из пределов России, Кутузов тут же умирает. Господь сохранял ему здоровье на протяжении всех этих многих лет для того, чтобы Он осуществил главное дело своей жизни. И как только он его осуществил – он тут же умирает, Господь забирает его.

Просмотр (371)