Уроки православия. Священник Валерий Духанин о Промысле Божием. Урок 2

Четверг, 22.09.2016 22:05

soyuz

Божий Промысл есть постоянная забота Творца обо всем, что Он создал. Об этой заботе Бога мы говорим на уроках православия со священником Валерием Духаниным и размышляем о том, как Господь, по слову святителя Иоанна Златоуста, «печется о нашем спасении и все творит и совершает так, чтобы вести нас к жизни добродетельной и исхитить из рук диавола».

 

– Преподобный Антоний Великий говорил своим ученикам, что истинно умный человек всегда имеет лишь одну заботу – всей душой и всячески повиноваться и угождать Богу. Такой человек всегда и в любых обстоятельствах будет благодарить Бога за Его благое Промышление. Как благодарим мы врачей и тогда, когда они дают нам лекарства горькие, неприятные для оздоровления тела. Тем более мы должны оставаться благодарными Богу тогда, когда что-то кажется нам тяжелым и скорбным. Все в этой жизни бывает по Его Промышлению и на пользу нам. «В таком разумении и в такой вере – спасение и покой души», учит преподобный Антоний.
На уроках православия мы со священником Валерием Духаниным говорим о Промысле Божием и о том, как Господь, по слову святителя Иоанна Златоуста, печется о нашем спасении и все творит и совершает так, чтобы вести нас к жизни добродетельной и исхитить из рук диавола.

Прошлый урок мы закончили рассказом о великом русском полководце Кутузове и о том, как Господь промышлял о судьбе не только этого военачальника, но и всего русского народа. Ведь дважды в своей жизни Михаил Илларионович получал смертельные ранения, и оба раза непостижимым образом он оставался жив. Уж не для того ли Господь хранил этого славного воина, чтобы победить грозного врага в Отечественной войне 1812 года, разгромить армию Наполеона и таким образом реализовать главное дело своей жизни?

– Каждому из нас предстоит это дело. Как его понять? Мы понять сразу не можем, но нам даны какие-то дарования, какие-то способности. Нам дана возможность делать добро другим людям. И если мы идем по этому пути, если мы стараемся созидать свою жизнь, жизнь окружающих нас людей, стараемся развивать свои таланты, то вот это и есть исполнение того призвания, которое дано каждому из нас Господом Богом. И проходит вот этот путь, и тогда Господь человека забирает.

Но может получиться так, что человек никак не хочет реализовывать свое жизненное призвание, он всячески от него уходит, отворачивается, и в конечном итоге может получиться, что человек уходит из этой жизни, не осуществив свое главное дело. Почему так? Да потому, что каждому из нас Господь дает определенную ниточку, из которой мы можем что-то ткать. Эта ниточка – жизнь как Божий дар, который нам дан Господом Богом, дан Творцом нашим. А вот что мы сможем выткать с помощью этой ниточки – это уже зависит от нас. И одни вышивают прекрасный узор – узор своей жизни, а кто-то из этой ниточки устраивает силки для других людей, устраивает для кого-то петлю, а может быть, и для самого себя. И это самое страшное.

В Евангелии приводится притча о том, как на поле вначале появляется колос, потом в нем постепенно созревает зерно, и когда уже подходит время жатвы, тотчас посылается серп, потому что пришло время жатвы. Мало кто задумывается об этой притче. Эта притча как раз о времени нашей жизни, о том, что нам дается в течение жизни созреть для вечности, для того, чтобы наша душа была готова встретиться с Богом в бессмертной жизни. И когда человек созревает для этого, он тотчас же забирается из этой жизни.

Я знаю один пример, когда уже совсем старенькая бабушка, которая прошла Вторую мировую войну, получила орден Героя Советского Союза, отличалась многими подвигами, и потом она также была Герой труда, всю жизнь говорила: «Я не признаю Господа Бога, я не могу к Нему обратиться, потому что это противоречит мне, моей сути, и вообще я не вижу, чтобы Бог Себя как-то проявлял в этой жизни». И никто не мог ее убедить на протяжении второй половины ее жизненного пути, когда она встречалась с верующими людьми, и это было уже после крушения советского строя. Но получилось так, что когда она легла в больницу уже фактически умирать и лежала в палате, то в это же самое время в эту больницу пришел батюшка со Святыми Дарами. Его кто-то пригласил исповедовать и причастить больного человека. И получилось так, что этот батюшка немного запутался в коридорах и зашел не в ту палату, попав как раз в палату к этой бабушке – труженице и героине Советского Союза. И когда он туда только попал, вдруг у нее внутри происходит что-то такое, что перевернуло весь ее внутренний мир, в сердце у нее наступило какое-то преображение – и она тут же стала проситься исповедовать ее и причастить.

Как некое прозрение сердца! То висел какой-то покров, она не признавала духовный мир, а здесь вдруг рухнул этот внутренний занавес, и она увидела какой-то мысленный свет, попросила ее исповедовать, и батюшка очень-очень долго исповедовал эту бабушку и потом ее причастил. И как только ее причастил, после этого она с умиротворенной душой ложится на кровать и вдруг говорит тем, кто присутствует рядом: «Окно открылось, я вижу свет, идет Господь». И после этого она умирает. Вот так состоялась встреча этой души с Господом в самый последний день ее земной жизни. То есть всю жизнь она жила, проходила разные испытания, и, конечно, душа ее формировалась, но Господь ожидал главного – того, что случилось уже в последний час ее жизни. Это был тот момент, когда она окончательно созрела, и в этот момент она была взята для вечности.

Этот пример говорит нам, что нельзя кого-то убедить стать верующим. Иногда мы видим родных, близких, знакомых людей, которые никак не могут принять Бога. Мы хотим им доказать, что Бог существует, но Бога доказать невозможно, потому что для этих людей действительно непонятно, где Он находится, они Его не видят. Как писал святитель Николай Сербский одному человеку: «У тебя Господь Бог находится на обочине жизни, поэтому ты Его не замечаешь. Вот если бы ты постарался поместить Его в центре своей жизни, тогда бы ты Его замечал, а пока Он на обочине, ты не можешь Его увидеть».

И вот то же самое у наших неверующих родных, знакомых, близких – Господь Бог вытеснен на обочину, а может быть, вообще куда-то на периферию, так что они не могут Его заметить. Мы пытаемся словами им что-то доказать, а у них не откликается сердце. И это значит, что словами убедить кого-то стать верующим невозможно. А надо обратиться непосредственно к Богу, чтобы Господь Своим Промыслом привел этого человека к Себе. И если молитва действительно будет искренней, сердечной, то в таком случае этот человек обратится, как это было в жизни блаженного Августина, о котором очень молилась его родная мама.

Путь блаженного Августина очень поучительный для нас. Это путь, который, может быть, даже не характерен для святого человека, потому что Августин с юности был борим разными греховными пожеланиями. Он рано сошелся с любовницей (ему было лет шестнадцать), и уже года через полтора у него родился сын. Он считал, что человек не может расстаться с какими-то греховными пожеланиями, с плотскими страстями, что это такая вечная принадлежность человека, потому что, как думал Августин в то время, зло так же вечно, как и добро. Так он думал тогда, когда не мог победить свои страсти. Он переходил от одной философской школы к другой, испытывал одно, другое учение, увлекался астрологией, некоторое время был манихеем (была такая страшная ересь, которая учила о равенстве добра и зла и о том, что зло так же извечно, как и добро). И пока он блуждал в этих философских лабиринтах, о нем молилась его родная мама и просила, чтобы Господь Своим Промыслом призвал Августина.

Прошло много лет, сам Августин думал исполнить хотя бы одну просьбу мамы вступить в брак, и была даже подобрана ему невеста, но у невесты еще не наступил необходимый брачный возраст. Августин опять не выдержал и вступил в еще одно сожительство. И вот после этого, когда, казалось бы, человек абсолютно погряз в грехах, когда для него уже нет ничего святого, вдруг в жизни наступает неожиданный перелом.

Во-первых, Августин повстречался с таким святым человеком, как Амвросий Медиоланский. А когда ты встречаешься со святым человеком, ты соприкасаешься с благодатью Божией. И Божия благодать дает то, что не подаст тебе никакое земное удовольствие. Только Божия благодать способна насытить душу человека, даровать подлинный покой, счастье. Едва человек прикасается к Божией благодати, ему хочется еще и еще соприкоснуться с ней.

И потом, в один момент, блаженный Августин вдруг услышал голос: «Возьми и читай». Он принял это как голос свыше, он никогда не слышал такого голоса. Он взял лежавшую перед ним книгу, а это было Священное Писание, и открыл на словах апостола Павла, который писал: «Прошло уже время жить по греховным страстям, предаваться блуду, пьянству, излишествам, ибо ночь прошла, а день приблизился. Итак, нужно посвятить себя свету и не делать себя служителем плоти» (я передал слова апостола Павла несколько своими словами). Блаженный Августин, прочитав эти слова, понял, что это обращение лично к нему, обращение Самого Бога, и вот тут у него наступает подлинный перелом внутри. Он отказывается от каких-либо плотских связей. И действительно, если ты обретаешь Бога, то зачем тебе какая-то греховная связь? Разве может с чистой родниковой водой сравниться какая-то лужа, из которой ты пытался пить воду? Разве может богатый праздничный стол сравниться с какой-то сгнившей, протухшей пищей, которую ты ел когда-то до этого? Вот так же с благодатью Божией не может сравниться ни одно земное порочное наслаждение.

Августин вступает в Церковь, он становится подлинным христианином, и вот тут и оказывается, что весь его предыдущий путь тоже в каком-то смысле не был напрасным. Почему? Да потому, что Господь показал ему, что никогда грех не может сделать человека счастливым. И пройдя через этот жизненный путь, получив этот жизненный опыт, человек начинает еще более ценить Бога, еще более ценить Божию благодать, ценить общение с Господом. Он уже не вернется к прежнему пути.

Наши грехи, самые наши падения тоже попускаются нам Богом с определенной мудрой целью, чтобы мы ощутили свою немощь, познали свою духовную слабость, что, оказывается, сами мы очень неустойчивы, мы не можем сами обустроить свою жизнь. И тогда внутри появляется твердое ощущение, что только Господь Бог действительно может даровать тебе счастье, благополучие и прочность в твоей духовной жизни.

Мне вспоминается такая притча про индийского царя Акбара (это XVI век). Однажды царь Акбар проезжал по городу в богатой карете и увидел двух нищих калек, которые просили подаяния. Он подъехал к ним поближе, оказалось, что один нищий восклицал: «Царь, помоги мне! Только царь может даровать мне счастье, только царь может меня облагодетельствовать!» А другой нищий, как бы в противовес первому, восклицал: «Только Бог может подать подлинное счастье! Только Бог может облагодетельствовать человека!» Царь Акбар услышал обоих и вернулся в свой дворец. И вот он решил проучить того нищего, который говорил о Боге, потому что Акбар был человеком гордым и надменным и хотел проявить самого себя в этом поступке. Он повелел испечь хлеб, внутрь которого положен слиток золота.

И на следующий день, когда он проезжал по городу, опять велел остановить карету возле этих двух нищих. И царь протянул хлеб к тому нищему, который взывал к милости царя, а нищему, который говорил о Боге, он не подал ничего. Проходит еще день, проезжает царь Акбар тем же путем и видит, что опять сидит этот же самый первый нищий. Спрашивает: «Почему ты сидишь здесь? Ведь я же тебе подал хлеб вчера». А тот отвечает: «Он показался мне слишком тяжелым, я подумал, что он плохо испечен, и продал его за несколько монет другому нищему». Оказалось, что тот нищий, который взывал к Богу и говорил, что только Бог может сделать человека счастливым, купив этот хлеб за несколько монет, смог найти в нем этот слиток золота и поправил свое состояние. И тогда царь Акбар, рассердившись, сказал, чтобы впредь и этот нищий взывал уже к милости Бога.

Это значит, что на самом деле нас не могут спасти люди в каких-то ситуациях, иногда мы ищем какие-то связи, пытаемся заручиться чьей-то поддержкой, кто-то даже идет на какие-то взятки и думает, что он так сможет гладко выстроить свой жизненный путь. Но в реальности оказывается, что наш жизненный путь не становится счастливее, мы все время блуждаем. А почему? Да потому, что мы забываем про Бога, и только с Богом человек может быть подлинно счастлив, только с Богом твой внутренний мир не будет испытывать никакой ущербности, никакой дисгармонии.

А что такое счастье, как не внутренняя гармония и мир с самим собой? И вот Господь как раз и хочет даровать нам это счастье, поэтому зачастую от нас отнимаются какие-то земные блага, мы теряем здоровье, у нас рушится то, что мы пытались создать здесь, на земле. Для чего это подает Господь? Для того, чтобы показать, что вообще-то строить на земле и ожидать здесь беспечального счастья наивно, наше подлинное отечество не здесь, наш подлинный дом там, с Богом, в небесном отечестве, и значит, мы должны созидать именно его, и созидать здесь и сейчас.

Просмотр (86)