Беседа об унынии

Пятница, 02.02.2024 16:27

– Перед тем как человек впадает в уныние, ведь есть же какие-то симптомы, маленькие тревожные звоночки. Можно их перечислить, чтобы себя как-то предостеречь?

– Я думаю, каждый может за собой это вспомнить. Святитель Феофан Затворник писал, что уныние проявляется в скуке, когда мы начинаем скучать хоть от чего. Например, когда человек учится – ему скучно на уроках, если он работает – скучно на работе, скучно в храме, когда он туда приходит, скучно молиться и не хочется брать молитвослов в руки. То есть наступает внутреннее охлаждение, замирание жизненных процессов. Когда зимой мороз наступает, все живое замирает, и некоторые даже впадают в зимнюю спячку. Вот уныние – это такая зимняя спячка в духовном смысле. Все это важно заранее отследить и тут же организоваться, постараться противопоставить этому какое-то активное правило.

Например, когда я учился в Лавре, мы могли специально вставать в пять утра и идти на братский молебен. Вроде бы и так тяжело, надо бы поспать, а оказывается, что когда ты рано встаешь, идешь на молебен преподобному Сергию, прикладываешься к святым мощам, то у тебя внутри все как-то перестраивается, все проясняется, ты становишься бодрым, активным. Я не знаю, как это объяснить естественными причинами, но в духовном смысле все это очень действует.

На что еще можно обратить внимание? Совершенно точно ты унываешь, когда считаешь, что тебя кто-то не понимает, кто-то не идет тебе навстречу, что у тебя ничего не получается. Если человек так думает, значит, он уже скатывается к унынию, впадает в печаль. А это ошибочное представление. Ведь Господь нам дал жизнь, мы сотворены по образу Божию, и с этим ничто не сравнится. Душа бессмертна, и Господь призывает нас к бесконечной радости в вечном Царствии Божием. Что может быть выше этого? Нам обязательно что-то дается: близкие люди, с которыми мы можем общаться, они очень радуются нам. Есть люди, которые ждут от нас какой-то помощи, и оказывается, если мы начнем им помогать, нам и самим будет радостно от этого.

Я помню, когда учился в семинарии на IV (выпускном) курсе, было тяжело – сплошная учеба. А один батюшка как раз попросил помогать ему. У него была многодетная семья, детки маленькие, надо было что-то делать по дому: копать, укреплять фундамент под домом, чтобы полы не обрушивались. Казалось бы, такой труд, от которого можно только унывать, но у меня, наоборот, произошло какое-то возрождение. Потому что я был утомлен учебой донельзя, а тут такой активный труд, абсолютно бескорыстный… Он доставлял мне какое-то внутреннее удовольствие и вдохновение. За счет этого я вытянул тот год, а потом поступил в академию. Почему? Потому что, повторюсь, человек унывает тогда, когда он замыкается на себе: сидит себе в скорлупе… Как от этого не унывать, если ты в самом себе варишься и от всего отделен? Поэтому тебя никто и не понимает, поэтому и не идут навстречу, потому что ты в самом себе затворился и ищешь только своих благ.

– Еще и получаешь от этого удовлетворение, когда тебя жалеют, когда вдруг начинают о тебе беспокоиться…

– Вспоминается притча о том, как во время строительства Шартрского собора (а строился он очень долго, не одно десятилетие) трое работяг с утра до вечера возили одинаковые тачки с камнями. Каждому из них задали один и тот же вопрос: «Что ты делаешь?» Один, весь «убитый», говорит: «Несу этот проклятый труд», то есть настолько все было плохо. Другой говорит с печалью: «Зарабатываю себе на жизнь», то есть «тружусь, но вынужден это делать». А третий радостно воскликнул: «А я строю прекрасный храм, воздвигаю величественный собор!» И он был счастлив. То есть они трое выполняли один и тот же тягостный, однообразный труд – возили тачки с камнями, но счастлив был один. Почему? Потому что он действительно видел что-то светлое.

Чтобы в жизни не было уныния, такой беспросветной печали, нужно постараться научиться видеть что-то светлое, радостное. Есть даже такое правило: встаешь утром, постарайся увидеть радостное: «Слава Богу, я поднялся, вижу этот свет, Господь мне дает еще один день, и я имею возможность молиться Богу». А Господь – это вечность: это вечная Жизнь, вечная Радость, вечная Любовь. Почему мы на самом деле унываем? Потому что у нас нет настоящего общения с Богом. Человек потому унывает, что он к Богу еще не пришел. Когда человек с Богом, у него всегда в душе будет радость.

Вспоминаю одного старца, к которому я часто приезжал. Ему поставили онкологический диагноз, не раз делали операции, и с внешней стороны кто-то мог бы сказать: «несчастный человек». Но когда к нему приезжаешь, то вдруг видишь, что он такой радостный, я бы даже сказал, более счастливый, чем все остальные, которые к нему приходят. Он хоть и с недугами, но при этом сияет от радости, вдохновляет к жизни тех, которые внешне кажутся здоровыми. Здоровые унывают, а он со своими болезнями весь исполнен радости, внутреннего вдохновения. Почему? Потому что он с Богом. А человек, который с Богом, имеет внутри источник, – источник света, источник благодатного вдохновения, и даже других людей он тоже будет воодушевлять. А когда мы не причастны благодати, то начинаем унывать, впадать в тоску. Это как выключили лампочки – и сумерки. Что в этих сумерках происходит – непонятно. Там – ничего, там нет никакой жизни. Поэтому если хочешь избежать уныния, постарайся быть поближе к Господу и обрести Его благодать.

Священник Валерий Духанин

Просмотр (47)