«Я был мертв, и се, жив во веки веков» (Откр. 1: 17 – 18)

Воскресенье, 24.04.2022 19:51

«Не бойся, Я есмь Первый и Последний. И живый; и был мертв, и се, жив во веки веков» (Откр. 1, 17–18). Так Ты, Господи, открыл любимому ученику. Откликнувшийся на любовь Твою стал тайнозрителем. Любовь и верность – двери созерцания. Иоанн видел смерть Твою. Иоанн при кресте был так близко, что и тихий Твой голос о усыновлении его Твоей Матери ясно слышал. На третий день, опередив Петра, но не дерзая войти, он кротко созерцал пустую гробницу – самая тишина ее свидетельствовала о чем-то необычайном. А затем, вместе с десятью другими, он увидел Тебя.

Какая же это радость – Ты воскрес! Ангелы ликуют, радуются люди, солнце играет, и самый космос, сияющий древними звездами, кажется, стал иным, ибо процесс энтропии прервался – в цепочке разрушений выпало звено.

Когда-то мне казалось, что Воскресение Твое – чудо в ряду прочих чудес. Мир наполнен Божиим чудом. Но, увы, среди чудес, упоминаемых в Библии, воскресение встречается не так уж и часто: трижды – в ветхозаветные времена, трижды – в евангельское время, до Твоего Креста и Воскресения, и трижды – после.

Раб Твой Илия воскресил малого отрока. В молитве простирался он над бездыханным телом, взывая: «Господи Боже мой! да возвратится душа отрока сего в него» (3 Цар. 17, 21). И хотя некто сказал, что «Илия был человек, подобный нам» (Иак. 5, 17), дерзновенная молитва его была Тобой принята, и отрок ожил. Елисей, тот, что испросил у Илии сугубую себе благодать (4 Цар. 2, 9) – он и воскресил сугубо. Воззвал к жизни отрока, – ибо нет большего горя на земле, нежели смерть ребенка. Как просто описано возвращение его: «И чихнул ребенок раз семь, и открыл ребенок глаза свои» (4 Цар. 4, 35). А матери пророк сказал так же просто, но для нее самой непередаваемо радостно: «Возьми сына твоего» (4 Цар. 4, 36).Еще чудо совершилось по смерти Елисея. «Полчища моавитян пришли в землю в следующем году. И было, что, когда погребали одного человека, то, увидев это полчище, погребавшие бросили того человека в гроб Елисеев; и он при падении своем коснулся костей Елисея, и ожил, и встал на ноги свои» (4 Цар. 13, 20–21). Мертвые кости того, кто жил в послушании Богу Живому, воскрешают другого мертвого.

Так троица воскрешений озарила находившихся в тени ветхозаветного времени. Большего не дано. Но в душах ветхозаветных людей вера в Воскресение сияла неугасимой лампадой. Так было, начиная с Авраама, со страхом ведшего сына своего на таинство жертвы, – ибо «он думал, что Бог силен и из мертвых воскресить, почему и получил его в предзнаменование» (Евр. 11, 19), – и вплоть до мучеников Маккавейских, один из которых сказал: «Умирающему от людей вожделенно возлагать надежду на Бога, что Он опять оживит» (2 Мак. 7, 14). О будущем воскресении сказано у пророков – Иезекииля, Даниила и прочих – и немало в псалмах. Но чаяли все Того, Кто Сам есть Воскресение и Жизнь. В Него-то верующий, если и умрет, оживет (ср. Ин. 11, 25).

***

И вот пришел Ты, «Имеющий ключи ада и смерти» (Откр. 1, 18). Жизнь, облачившаяся в естество ежесекундно умирающих. Создавший всё нисшел, чтобы всё воссоздать. Сотворившей веки – чтобы даровать веки вечные. Ветхий днями – чтобы наделить нас бессмертной юностью. Живый во свете неприступном – дабы озарить сидящих в тени смертной.

Жизнь животворит – таково свойство Жизни. Так же, как Солнце светит, огонь греет, а вода напояет жаждущих. И потому Ты не мог не исцелять, не утешать, не воскрешать. За время краткой евангельской проповеди Ты явил Свою троицу воскрешений. От мрака безгласия воззвал дочь Иаира, сына Наинской вдовы и Лазаря Четверодневного. Ибо Твое сердце милостиво, не как мы, Ты чувствуешь боль родителей, или одинокой матери, или любящих брата сестер.

В первом случае смерть только что прикоснулась двенадцатилетней девочки, цвет юной кожи не успел измениться, и Сам Ты, успокаивая убитых горем родителей, сказал: «Девица не умерла, но спит» (Мк. 5, 39). Во втором случае смерть наглядно проявила себя – мертвого уже несли хоронить. И гробовая тьма поставила бы точку, если бы погребальная процессия, как бы шествие смерти, не столкнулась у ворот маленького города Наина с шествием Жизни – Ты шел навстречу, зная заранее, где несчастная мать встретит Тебя, Счастье Подлинное.

В третьем же случае умолкает всякий язык. Ибо четверодневная тирания разложения, царство червей и микробов, означенное простой, но всем понятной фразой «уже смердит» (Ин. 11, 39), вдруг преобразилось в благоухание жизни от Жизни, пролившей слезы над гробом любимого друга.

Но, вот, скажу то, от чего, может, кто-то даже смутится. Смерть, эта начальница над окончанием всякой жизни, видя подобные воскрешения, лишь снисходительно улыбалась. Она знала: воскресшие чуть погодя снова умрут! Надо лишь подождать лет 20–30, может, чуть более. Коса ее останется острой, как бритва. Разве найдется тот, кто ее победит?

Смерть хитра и невероятно лукава. Иной раз она играется с жертвой, словно кошка с мышкой, на время выпустит, чтобы потом поглотить, как кажется, навсегда. Привычными широкими взмахами коса смерти собирает свою обильную жатву. Но вот случилось нечто непредвиденное – коса смерти нашла на камень. «Камень же был Христос» (1 Кор. 10, 4).

***

Этого не мог предположить никто, даже любимейший ученик, ставший впоследствии тайнозрителем. Но слова Твои – «слова чистые, серебро, очищенное от земли» (Пс. 11,7). Ты сказал: «Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять ее. Никто не отнимает ее у Меня, но Я Сам отдаю ее. Имею власть отдать ее и власть имею опять принять ее» (Ин. 10, 17–18). Так Ты сказал, и так оно стало. Ибо ненавидящие Тебя пытались разрушить храм Тела Твоего, но в три дня Ты воздвиг его (Ин. 2, 19).

Ты воскрес тихо. Вот как тихо восходит колос пшеницы, рождаясь из зерна погибшего. Или как тихо восстает бабочка из кокона смертной гусеницы и поражает взор нежной красотой своих крыльев. Всё, что устраивается Богом, в конечном итоге завершается не гибелью, а победой, восстановлением порушенного и спасением. Исполнив волю Отца до конца, Ты, Божий Сын, вышел победителем, и бескорыстно даруешь эту победу и воскресение нам – чтобы и мы стали сынами Божиими по благодати.

Но Ты воскрес не так, как воскресали иные. Ибо все воскресали, возвращаясь к жизни земной. А Ты воскрес, прокладывая путь от земного к небесному. Уникальность Твоего Воскресения в том, что Ты воскрес не на 20 или 30 лет, не на полвека, чтобы потом умереть. Ты воскрес навсегда! Павел апостол об этом писал: «Христос, воскреснув из мертвых, уже не умирает: смерть уже не имеет над Ним власти» (Рим. 6, 9). И в этом – наша надежда. Ибо сказано, что при Втором Пришествии Ты «уничиженное тело наше преобразишь так, что оно будет сообразно славному телу Твоему» (Флп. 3, 21).

***

Тело Твое по Воскресении подобно ангелам, не нуждающимся в пище или дыхании. Ни двери затворенные, ни твердыни оков, ни самые запоры ада – не служат для Тебя препятствием.

Еще оно подобно телу Адама, облаченному до грехопадения в ризу света. Ничто – ни звери полевые, ни вершины скал, ни глубины морские – не могли причинить такому телу вреда. Плоть изначально призвана была стать Богоносной. Ты же – Бог, воспринявший и носящий плоть, возведший ее к вершинам обожения.

Но и воскресшее Тело Твое – оно то самое, что некогда повито было пеленами любвеобильной Матери. Ногами Ты ходил по нашей земле, а в глазах Твоих отражалось Небо. Твои руки не чуждались наших трудов – держали рубанок, молоток и прочие инструменты плотника. Вместе с Иосифом Ты мастерил предметы быта для окружающих Тебя людей. Потом Твои руки исцеляли одним прикосновением и преломляли, чудесно преумножали хлеб. Твои руки благословляли детей и возвращали их, умиротворенных и радостных, папам и мамам. Не раз Твои руки были воздеты в молитве к Богу Отцу.

Вот именно эти руки, кои ты показал Фоме, пробиты были гвоздями, кровь сочилась на землю, так что, не выдержав, земля потряслась, а солнце, не смея видеть, померкло. Но вот, теперь Твои руки преломляют хлеб Луке и Клеопе – они не сразу Тебя узнали, лишь тепло сердечной любви стало ясным свидетельством. Этими же руками Ты благословил учеников, возносясь на Небо (Лк. 24, 50–51). Ими же благословляешь всех нас. Ибо с нами Ты во все дни до скончания века (ср. Мф. 28, 20).

***

Еще, дерзну сказать о Теле Твоем воскресшем, – о, это чудо! – оно – то самое, Которого причащаемся мы в таинстве Евхаристии. Ибо приобщаемся мы Тебе, не только пострадавшему и пролившему Свою Кровь на Кресте, но и Воскресшему. Если бы мы имели любовь и смирение, а еще чистоту, то в таинстве Причащения мы познавали бы и таинство Воскресения, ибо то и другое суть одно таинство.

На Тайной вечери Ты сказал ученикам: «Вы – друзья Мои» (Ин. 15, 14). А по Воскресении Ты говоришь даже больше, называешь учеников Своих – братьями. Так сказал Ты Марии Магдалине: «Иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему» (Ин. 20, 17). Какое чудо – победив смерть, пройдя через крест, через ад, Ты навсегда воскресаешь, и называешь учеников Своими братьями. Потому, и приобщаясь Тебе в Святых Тайнах, если, конечно, мы храним чистоту, любовь и смирение, то Тебе, Воскресшему, становимся родными, сотелесными.

***

После Твоей крестной смерти и Твоего Воскресения на страницах Библии мы видим третью троицу воскрешений. Первое: «гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли и, выйдя из гробов по воскресении Его, вошли во святой град и явились многим» (Мф. 27, 52–53). Второе – святой Петр воскрешает труженицу Тавифу (Деян. 9, 36–41). Третье – Павел апостол воскрешает юношу Евтиха (Деян. 20, 9–12).

В первом случае – таинственное воскрешение святых ради свидетельства о Твоем Воскресении, как и Сам Ты сказал: «Наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут» (Ин. 5, 25). Во втором – воскрешение милосердной женщины, в знак того, что подлинное милосердие не умирает. В третьем – воскрешение юного ученика, чтобы благовестие о Тебе на земле не знало гибели.

***

Ты воскрес – и во Вселенной всё встало на свое место!

Ибо, если бы Ты не воскрес, то зачем всходить солнцу? Ведь оно снова зайдет. Если бы Ты не воскрес, то к чему людям рождаться? Ведь родившийся поглощается смертью, этой вечно разинутой, ненасытимой, голодной пастью. Если бы Ты не воскрес, то зачем нам исправлять свою жизнь? Поживем в свое удовольствие и умрем, урвав краткий миг сладости обманчивой земли. Если бы Ты не воскрес, то слово о Рае пусто и мертво, ибо в земных делах царствует ад. Если бы Ты не воскрес, то зачем терпеть скорби, болезни, познавать лишения и войну? Но «Ты воскрес ущедриши Сиона: яко время ущедрити его, яко прииде время» (Пс. 101, 14).

Соловьи воспевают радость весны, а на Небесах ангелы воспевают Твое Воскресение, Господи. Всякий росток, пробиваясь сквозь толщу земли, свидетельствует о Воскресении. О том поет всё творение, пробуждаясь весной. Но еще больше об этом свидетельствует сама жизнь Церкви, где закоренелые грешники воскресают ради радости Неба (ср. Лк. 15, 7, 10).

Пленив плен, Ты вынул жало смерти. Да, ей еще позволено действовать. Но, беззубая, она жалобно съежилась. Никого уже не сможет держать бесконечно. Ибо воля пославшего Тебя Отца есть та, чтобы из того, что Он Тебе дал, ничего не погубить, но всё то воскресить в последний день. Воля Пославшего Тебя есть та, чтобы всякий, видящий Сына (как мы и поем в наших храмах: «Воскресение Христово видевше», то есть очами сердца, очами души) и верующий в Него, имел жизнь вечную; и Ты воскресишь его в последний день (ср. Ин. 6, 39–40).

Итак, «я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию, и я во плоти моей узрю Бога. Я узрю Его сам; мои глаза, не глаза другого, увидят Его. Истаевает сердце мое в груди моей» (Иов. 19, 25–27).

Воскресение Твое, Христе Спасе, ангели поют на Небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити!

Священник Валерий Духанин

Просмотр (38)