Подвиг Марии Египетской

Вторник, 05.04.2022 20:19

Беседы с батюшкой. 5 апреля 2022.

В студии иерей Валерий Духанин, клирик Николо-Угрешской духовной семинарии, кандидат богословия, писатель.

– Сегодня хотелось бы обсудить великопостную службу «Мариино стояние». Это вроде обычная великопостная утреня. На ней читается Канон Андрея Критского. Почему же она посвящена Марии Египетской?

– Это не совсем обычная утреня, потому что на ней канон читается весь. Тот самый Великий покаянный канон Андрея Критского, который на первой седмице делится на четыре части. На этой службе читается полностью 250 тропарей, кратких молитвословий. Тут и думай: то ли это стояние Марии Египетской, то ли наше с вами предстояние пред Богом в храме.

На этой службе вспоминается святая Мария Египетская, уникальный человек, житие которого все знают. Это была пропащая душа: настолько человек погряз в грехах, что, казалось, исправление в принципе невозможно. Иногда мы идем по улице и видим пьяницу, который в своей страсти настолько потонул, что вряд ли оттуда вынырнет. Или человек уходит с головой в другую страсть, и кажется, что ему нет спасения.

Мария Египетская грешила не ради денег, а просто потому, что ей это нравилось. Она носила с собой прялку, что-то пряла, изготавливала, чтобы зарабатывать на жизнь. А блудила не ради денег, а ради греховного, страстного удовольствия. И многих соблазняла. Она некий гений греха. Бывают гении от Бога, когда человеку дан какой-то талант и он его раскрывает во всей полноте, приносит пользу другим людям, а бывает, условно говоря, сатанинский гений, когда человек в своей жизни являет просто невероятные греховные глубины и увлекает в эти глубины других.

И мы видим, что пропащая душа, которая в этих глубинах давно утонула, вдруг каким-то непонятным образом расстается со всем этим и буквально восходит к святости, к жизни преподобных людей. Именно поэтому мы ее вспоминаем.

Это богослужение довольно продолжительное. Конечно, все устают. Оно в каком-то смысле напоминает о стоянии Марии Египетской пред Господом в ее покаянном молении, когда она ушла за Иордан в пустыню. Ей было очень тяжело. Почти 17 лет или даже больше в ней вспыхивали страсти. Кругом голая пустыня, зной, жара, ночью холод, вокруг дикие звери. И все равно на душе проявлялась печать греха. Если человек имел какой-то опыт повторяющегося греха – это невольно проявляется: человеку трудно себя преодолевать, страстные картины постоянно возникают перед воображением.

Мария все равно молилась. Она часто падала в изнеможении, но продолжала молиться. Это ее предстояние пред Богом и упоминается Великим постом как пример неуклонного шествия к Богу. Хоть ты и пропащий человек, все равно обращайся ко Господу. Он тебя не оставит. Пусть кажется, что тяжело молиться, исправлять себя, но надо это продолжать. Господь находится рядом.

– Блуд стал для нее образом жизни?

– Это как некий идол, которому она поклонялась, которому приносила все свои душевные силы. Она посвятила себя этому дьявольскому служению. В язычестве был ряд таких распутных культов, которые сопровождались развратом. По большому счету язычество – это образ жизни человека, отпавшего от Бога.

В любом случае, когда человек вдали от Бога, он впадает в разные страсти. Но некоторые страсти могут в нем преобладать. В данном случае Мария Египетская может как раз быть покровительницей тех, кто слишком страдает от блудной страсти и хочет от этого избавиться. Так или иначе эта страсть искушает любого человека. Не надо обманывать самих себя. Великим постом нам дается возможность немножко поработать над собой и помолиться святой Марии Египетской, чтобы она помогла нам на этом пути.

– Служение страсти равнозначно идолослужению?

– Сама страсть становится идолом. Беда, если человек специально служит страсти. Одно дело, когда человек не хочет служить страсти, но по немощи в нее скатывается. Схиархимандрит Софроний (Сахаров), который несколько лет назад тоже был прославлен в лике святых, был учеником Силуана Афонского и опубликовал его записи. В них преподобный рассуждает на разные темы, например о том, что священнослужители или епископы иногда вынуждены заниматься административными делами, еще какими-то заботами, и вроде бы они не ведут образ жизни какого-нибудь преподобного или пустынника, кто-то из них любит покушать, или иногда раздражается, или еще что-то. Могут ли они спастись? Преподобный Силуан Афонский пишет, что главное, чтоб они специально не взращивали в себе худые помыслы, тогда в их душах все равно живет благодать Святого Духа.

Эти немощи, которые появляются, подобны сухим ветвям на зеленеющем дереве. Когда весна наступает, дерево покрывается зеленью, но все равно могут быть небольшие сухие веточки. Они не принесут плода. Но главное, чтобы дерево покрылось зеленой листвой, чтобы жить. Воссияло.

У каждого из нас есть такие сухие веточки, которые в итоге не могут принести плода, потому что всякая страсть, всякая немощь обречена на уничтожение. Она не может дать никакого плода в жизнь вечную. Если человек не посвящал себя этим страстям, если он боролся с ними и в нем было хоть что-то от добродетелей, какая-то духовная жизнь, то при переходе в иной мир его немощи, как сухие веточки, попаляются, отпадают и исчезают, и в нем преобладает жизнь Святого Духа.

А если человек посвящал себя страстям и они фактически стали идолами, которым он служил, стали неразрывны с его душой, внутренним миром, стали стержнем его существования, то это не может принести никакого плода в жизни вечной. В таком случае человек, расставаясь с земным телом, просто погибает, потому что не стяжал благодати Божьей. В этом смысле всякая страсть является дорогой к смерти. А служение страстям – это во многом именно идолопоклонство. Апостол Павел говорит о людях, которые утратили Бога: «Их конец – погибель, их бог – чрево, и слава их – в сраме, они мыслят о земном».

– Вы сказали, что человек может специально взращивать дурные помыслы в себе. Что это значит?

– Это значит, что он специально внутри себя их питает. Дурные помыслы подступают к каждому человеку, хотим мы того или нет. Мы просыпаемся, а у нас в голове уже какая-то суета, какие-то греховные мысли. Святые отцы говорят, что нужно самые начатки дня посвящать Богу. Как только ты проснулся, тут же мыслью, сердцем ко Господу восходи. Как цветок, который утром пробуждается, раскрывается навстречу солнечным лучам, так же и наша душа после сна должна восходить к Богу. С утра сразу же молитвой обращайся к Господу.

А если мы погружаемся в злые мысли, то получается круговорот каких-то страстей. Человек поймает один злой помысел, и тот начинает его изъедать, он вспоминает, кто его обидел, кто что сделал, и появляется раздражение. Эти помыслы доводят человека до изнеможения, лишают его внутренних сил и энергии, потому что грех не имеет в себе жизни.

То, что от Бога, вдохновляет, возвышает, приносит легкость и свободу, а худые, злые помыслы истощают нервную систему, приносят тяжесть. Лучше ни на кого не раздражаться, не копить в себе злобу и обиды. Иначе просто погубишь свое здоровье.

– А не перестанут ли тебя уважать, если ты не будешь так реагировать: раздражаться, злиться, кричать?

– Наоборот, будут уважать. От тех, кто раздражается, колко реагирует и, как еж, сразу выпячивает колючки, люди стараются держаться на расстоянии, к ним особо никто не тянется. Если человек с теплом, с любовью, то это к нему располагает. Законы одинаковы везде. Отзывчивость, доброта, сострадание всегда и везде вызывают уважение. А если человек поступает по страсти, то к нему нет уважения.

– Но бывает так, что когда открываешься людям, становишься добрым и отзывчивым, то тебя стараются побольнее ударить. Как тогда реагировать?

– Мы должны по-христиански реагировать в любой ситуации. В романе Виктора Гюго «Отверженные» рассказывается, как епископ, который старался вести благочестивый образ жизни, дал приют бывшему каторжнику Жану Вальжану. Он недавно освободился, и его порочная натура дала о себе знать: проснувшись, он решил украсть серебряную посуду, которая была в этом доме, и убежать. Утром епископ видит, что нет ни этого человека, ни посуды. И говорит своей прислуге: «Я этим серебром владел незаслуженно, а это бедный человек, поэтому он по праву взял его. Оно и должно принадлежать ему как бедному человеку». Такое он нашел объяснение, чтоб не злиться.

Не проходит и нескольких часов, как жандармы приводят Жана Вальжана. Тот весь трясется, а епископ, чтобы как-то его оправдать, говорит: «Почему же Вы не взяли еще и серебряные подсвечники? Я тоже хотел их Вам отдать». Епископ оправдывает Вальжана, как будто тот не украл серебро, а оно было ему подарено. Жандармы его отпускают. И этот освободившийся каторжник был настолько благодарен епископу, что расположился к нему и исправил свой образ жизни. Доброе дело и доброе отношение способны располагать к себе.

Если в коллективе человек нам говорит колкости, специально издевается и не пытается изменить ваше отношение к себе, то зачем нам с ним тесно общаться? Надо держаться на расстоянии. Преподобный Паисий Святогорец говорил, что некоторых людей надо любить на расстоянии. То есть любить, но держаться от них на расстоянии. А если мы специально пытаемся общаться с этими людьми, от которых нет ни духовной, ни душевной пользы, или начинаем как-то препираться с ними, то сами подливаем масла в огонь, и это не на пользу.

– А если вы коллеги или это ваш начальник и вам никуда не деться от этого, как тогда быть?

– Тогда терпеть это как иго. Но иго может стать благим. Нет идеальных ситуаций в коллективах, всегда тяжело. Когда решаются профессиональные задачи, то кто-то на кого-то раздражается, покрикивает, кто-то давит. Часто в коллективах люди испытывают психологический прессинг, давление.

Господь тебе попускает пройти через это, чтобы, может быть, отшлифовать какие-то грани твоей души. Камушки бывают острые, а если их положить в мешочек и трясти, то они друг об друга трутся, и острые грани начинают стираться, становятся гладкими. Авва Дорофей приводил этот образ.

Находясь в коллективе, мы терпим немощи друг друга, и наши страсти начинают стираться. Надо понять, что Господь просто ведет нас по этому пути для уврачевания наших страстей. Но все, что мы терпим, не приходится терпеть бесконечно. Когда мы терпим что-то неудобное и думаем, что это навсегда, такого не бывает. Даже если что-то придется терпеть двадцать, тридцать раз, потом наступает конец. Меняются начальники, сотрудники, коллеги. Или мы переходим на другую работу. Есть Божий Промысл. Господь все охватывает Своей премудрой заботой. Поскольку у каждого из нас есть какие-то свои душевные немощи, Господь попускает то, что может их уврачевать. Надо постараться в каждой ситуации увидеть какую-то пользу.

– Если у нас жизнь в основном наполнена такими эпизодами, грешно ли желать спокойной, тихой, безмятежной жизни?

– Не грешно. Мы все этого желаем. Есть светлая половина суток, есть темная. День сменяет ночь, и наоборот. Зимой больше ночного времени, а дневного меньше. Но потом наступает весна, близко лето, и тогда в сутках становится больше светлого времени. То же самое и в нашей жизни. Непременно дается какой-то покой, какая-то радость. Это может быть общение с ближними, семья, хорошие друзья. Непременно дается что-то светлое, радостное, и на этом нужно делать акцент.

Мрачного, скорбного не избежишь. Если человек будет жить свято, как ангел, на земле, он все равно не будет счастлив, потому что зло окружающего мира будет непременно причинять ему огорчения. Если человек будет как ангел во плоти, все равно он будет страдать в этом мире. Наш мир есть мир страданий. Мы утратили первозданный рай. И чистая ангельская душа будет либо терпеть какие-то уязвления от других, либо ей будет плохо от того, что рядом находится грязь, что люди утопают в страстях. Человек с чистой душой будет чувствовать огорчение, внутреннее расстройство. Либо он будет проникаться состраданием к этим людям, молиться за них и опять-таки не будет иметь полного покоя.

Мы хотим покоя, иногда нам это дается. Но полностью обрести его здесь вряд ли возможно. Может, через это Господь пытается нас как-то растормошить. Когда человек погружается в чрезмерный покой, в нем прекращается внутренняя работа. Он думает, что ничего не надо преодолевать, все комфортно.

Когда я приезжаю к родителям, они накормят, напоят, ничего делать не надо. И я замечаю, что поначалу вроде все нормально, а потом наступает духовное закисание. Не нужно ничего преодолевать, полный комфорт, ты окружен теплом и заботой, нет тех усилий, которые были до этого. Чтобы в нашей жизни не было закисания, Господь постоянно подает нам какие-то проблемы, которые мы призваны решать.

– Великий пост – это время особого мрака, сгущения темноты?

– Какой же это мрак? Мрак – это когда человек находится в страстях. А Великий пост – это время освобождения от худшего, что есть в человеке. Я время Великого поста встречаю с огромной радостью, потому что наконец наступил период, когда можно читать молитву Ефрема Сирина, Покаянный канон Андрея Критского, посещать специальные постовые богослужения, стояние Марии Египетской. Все эти службы приносят душе свободу. Доставляют ей не тяжесть, а свободу.

Вроде тяжело стоять на службе, но потом  выходишь с облегченной душой. А бывает, человек идет на какое-то мирское мероприятие, где все вроде бы легко, но уходит с отягощенной душой. Потому что там он не соприкасается с Богом. А в храме Божья благодать очищает человека. Мы немножко устаем на службе: нам тяжело стоять, потому что наши телесные силы несовершенны или нас изъедают духовные помыслы, но когда выходим из храма, чувствуем, что что-то изменилось.

Мне как-то в социальных сетях писал один человек, мы только познакомились, он потом даже поступил в нашу семинарию. Тогда он еще не был воцерковлен, но обратил внимание на сочинения Игнатия (Брянчанинова), и его поразила эта духовная глубина. Он стал читать, потом просто заходил в храм. Он тогда писал мне, а я отвечал. Сейчас у меня уже нет такой возможности, приходит под тысячу писем, просто не успеваю отвечать. Он спрашивал, как ему исповедоваться, как подготовиться к исповеди. И рассказывал, что после первой исповеди пришел домой, а мама на него смотрит и говорит: «Слушай, а чего у тебя глаза так сияют?» Она подумала, что он чего-нибудь накурился, какие-нибудь наркотики употребил, поэтому ходит как блаженный. Но это сияла радость, потому что душа очистилась от греха.

Он исповедовался и на следующий день причастился. Это опытное соприкосновение с благодатью Божией присутствует в жизни каждого христианина. Может быть, не всегда. Иногда Господь наиболее явно это подает. Человек через это проходит и понимает, что в храме дается освобождение, становится легче.

Время Великого поста – это особое время, когда Господь дает все. Освобождайся от грехов, исповедуйся, кайся, приходи на службы, Божия благодать принесет тебе и радость, и покой, и некое отражение подлинного небесного счастья.

– Мама, конечно, нехорошо подумала о своем сыне. Наркотики – это плохо. Вы говорите, что благодать отразилась у него на лице таким необычным образом. До этого Вы говорили, что и грех тоже проявляется внешне на человеке. Почему так?

– Потому, что телесное связано с душевным. Собственно, что такое наша душа? Это мы сами в нашем теле. Не тело думает и что-то делает. Это мы, души, посредством тела что-то предпринимаем в нашем мире, смотрим нашими телесными глазами, слушаем нашими телесными ушами.  Даже телесные чувства принадлежат душе, она одета в тело. Поэтому и ее состояние непременно отражается на телесном виде человека. И напрасно думать, будто бы мысли человека никак не будут известны другим людям.

То, что ты вынашиваешь в себе, непременно отразится на лице. Мысли уныния, печали, какие-то тревоги, чрезмерная озабоченность – все это отражается. Все скверные, греховные мысли отложатся печатью на человеке и будут считываться другими людьми. Они не видят сами мысли, но видят отпечатки этих мыслей, страстей на лице.

С благодатью Божией то же самое. Преподобный Силуан Афонский рассказывал, что знал одного человека, который в 10 лет был подобен ангелу, настолько чистым было его лицо, был благочестивым, обращался к Богу, но в 30 лет по своему лицу он был подобен и зверю, и человеку, и демону. Что-то в нем было от человека, что-то от зверя и даже от дьявола.  Страсти, в которые он погрузился, испортили его внешний, телесный вид.

Силуан Афонский приводит разные примеры. Как был на службе и видел, что один епископ, когда вышел причащать в храме, был подобен ангелу. Богослужение преображает людей. Преподобный Силуан говорит, что благодать Божия украшает и от природы некрасивые лица, тогда как грехи уродуют и от природы милые лица.

В Книге Деяний мы читаем про Стефана Первомученика, одного из первых дьяконов, который отличался большой мудростью, был ученым человеком. Его схватили и привели на Синедрион. И написано, что все сидящие Синедриона видели его лицо как лицо ангела, настолько оно было светлым, чистым, умиротворенным, потому что его мысли были чистые и он был вместе с Господом.

И Господь благодатью Своей просветил его. А те, кто был в Синедрионе, как написано, «рвались сердцами и скрежетали на него зубами». Их страсти, озлобленность, греховные умыслы проявлялись в самых безобразных чертах на их лицах. То, что мы носим в себе, проявляется вовне, хотим мы того или нет. Потому что наша душа неразрывна с телом.

– Значит, духовное состояние человека можно определить по его лицу?

– Нет, я бы не стал этого делать. Я говорю, что оно отражается, и мы, бывает, это замечаем: человек огорченный или пьет. Это явно видно.

– Огорченный, опечаленный или раздраженный – это же о душе.

– Специально ставить людям духовные диагнозы по лицам, конечно, не стоит.

– Например, не видел родственника какое-то время, потом увидел. Можно ли по его лицу сказать, что его жизнь в духовном плане (в отношениях с Богом, с Церковью) изменилась и стала хуже или лучше?

– Конечно. Это постоянно происходит. Проходит сколько-то времени, ты не видишь человека, но вдруг встречаешь его, а он изменился. Причем необязательно в худшую сторону. Кто-то изменился в лучшую сторону, и ты видишь, что он уже не такой заносчивый, каким был прежде, что жизнь обтесала те грани, которые раньше у него выпячивали. У нас общение друг с другом проходит необязательно вербальным образом. Прежде всего это зрительный контакт. Мы даже, может быть, мыслью себе ничего не фиксируем, а уже идет считывание картинки, того, что мы видим в облике другого человека, в его жестах, его лице. И у нас уже есть восприятие: мы или располагаемся к нему, или нет…

– Так, получается, облик Марии Египетской сильно изменился, когда она стала праведницей?

– Очень изменился. Когда преподобный старец Зосима (он тоже прославлен в лике святых) увидел ее, она была вначале как тень, потому что вся иссохла телесно (в этой пустыне и есть нечего было). Но она во время молитвы поднималась в воздух, потом могла перейти через Иордан как по суху. Суть в том, что старец Зосима увидел перед собой святого человека. И понял это, я думаю, в том числе и по лицу.

Мне не хотелось бы все сводить к физиогномике, потому что иногда мы заблуждаемся. Мы что-то можем понять, общаясь с человеком, но всматриваться в лица людей и ставить им какие-то духовные оценки не стоит.

– Пример Марии Египетской – это пример человека, который за свою жизнь в церкви был два-три раза, причащался два раза. Можно ли спастись, как Мария Египетская?

– Если вести именно такой образ жизни, с такой напряженной молитвой, находясь в пустынном месте, то можно. А если думать, что раз она два раза причастилась, то и мы так можем, то мы в такие страсти погрузимся, что будем очень далеки от образа жизни Марии Египетской. Она же каждый день проводила в усиленной молитве. Это был образ преподобных пустынников. Это особый духовный подвиг, когда человек находится или в затворе, или в пещерах. Рядом с Антиохией такие были, когда Иоанн Златоуст жил там, очень много было нагорных пустынников, к которым он и пошел. Он у них наставлялся и остался бы, если бы здоровье не подорвалось (так его Господь вернул к служению в миру). Мария Египетская вела образ жизни таких отцов-пустынников, как преподобный Антоний Великий. Хотя не было рядом храма, весь ее покаянный, молитвенный подвиг, по сути, – это духовное присутствие в храме. Потому что умом своим она от Бога не отклонялась. Человек может прийти в храм, а мыслями гулять по рынкам. Разве он в храме находится? Нет. Он своими мыслями ушел в мирские, земные места. А преподобная Мария Египетская находилась в пустыне, но своей мыслью была с Господом в небесных обителях. Можно сказать, она своей душой из храма не выходила.

– Мы верим, что именно Причастие подает нам силы для борьбы со страстями. Мария Египетская взяла на себя подвиг борьбы, но не причащалась. Что же ей тогда давало эти силы? Что ей помогало и укрепляло ее?

– Святитель Игнатий (Брянчанинов) говорил, что когда мы читаем жития святых, для нас примером должно быть их усердие послужить Богу, но повторять их образ жизни мы не можем, потому что до этого не дотягиваем. Подвиг Марии Египетской уникален. Человек прожил несколько десятилетий без причащения, однако не оскудел духовно, не потерял внутреннего огонька. Бывает, мы причастимся и через два-три дня теряем все, как будто и не причащались. У нас угасает этот огонечек. Поэтому нам надо идти в храм. Пение, чтение молитв – и душа начинает оттаивать, мы потихоньку освобождаемся от мирской суеты. А возвращаемся в мир – утрачиваем молитву. И опять нам нужно, чтобы Господь нас в храме воскресил.

А Мария Египетская как причастилась первый раз, так и старалась поддерживать этот огонек на протяжении долгих лет. Но спастись без Причастия она все равно не могла, поэтому Господь сподобил ее еще раз причаститься Святых Таин, уже в конце духовного подвига.

А мы призваны причащаться часто. Кто-то – еженедельно, чтобы постоянно себя духовно взбадривать. Кто-то – раз в три недели. Великим постом желательно почаще причащаться. Если мы думаем, что сможем жить как Мария Египетская, то нет. Наши мысли в такие дебри уйдут, что вернуться оттуда будет очень тяжело. Без храма и таинств нам не спастись.

– Почему именно блуд считается самым опасным грехом?

– Апостол Павел говорил, что «всякий грех вне тела, а блудник грешит против собственного тела». Здесь ниспровергается Божественное установление, какое было дано Адаму и Еве: чтобы они были в «плоть едину». Человек призывается к цельности. Чтобы ни в сознании не было раздвоения, ни в телесной жизни. Те, кто допускает блудное смешение (сначала с одним, потом с другим и т.д.), ниспровергают тот закон, который вложен в человеческую природу. Потом таким людям тяжело создать семью.

Представьте яблоню, а на ней каждое яблоко уже надкушено кем-то. Один надкусил – ушел, второй надкусил – ушел, а потом кому-то достанется уже огрызок. Человек растрачивает себя на кого-то, а к цельной, глубокой, серьезной жизни с одним человеком уже оказывается не очень способен.

За блуд давалась даже большая епитимья, чем за впадение в ересь. Святитель Игнатий объяснял, что если человек впал в какие-то еретические умствования, то он возвращается в Церковь через самоисповедание православной веры, потому что у него просто были ложные мысли. Приняв истинное исповедание, он исправляет свои мысли. А блуднику недостаточно просто покаяться. Он покаялся – понял, что это было неправильно. А в теле живут еще прежние скверные ощущения. Нужно истрезвиться от этого. Чтобы истрезвиться от блудных ощущений, необходим длительный путь очищения. Это грех против собственного тела. Храм телесный осквернен оказывается. Чтобы исцелиться от этого, нужно проходить длительный путь покаяния.

– Мария Египетская поэтому ушла в пустыню?

– Может быть, поэтому. Чрезмерные грехи, которые у нее были, повлекли за собой такой чрезвычайно долгий путь покаяния, исправления. Если бы она осталась в миру, мы не знаем, чем бы это могло завершиться, потому что встречающиеся соблазны могли оказаться для нее не лучшим фактором. А пустыня, где не было таких соблазнов, для нее была самым лучшим вариантом.

– То есть духовная цельность, которую она за половину жизни разрушила, восстановима?

– Восстановима. И понятие целомудрия не значит, что человек, который растерял девство, его не восстановит. В свое время блаженный Августин об этом много рассуждал и говорил, что Господь восстанавливает это у тех, кто внутри хранит верность чистоте. Даже если по какой-то причине он некогда утратил девство, сама его жизнь в верности Богу оборачивается восстановлением его целомудрия. Не на телесном уровне, а на уровне души, на уровне мысли.

– Прошу у Вас слов напутствия для телезрителей.

– Для нас напутствием является то, что в храме совершается стояние Марии Египетской, прекрасные богослужения, которые идут Великим постом. Братья и сестры, постарайтесь приходить в храм в будние дни, потому что полностью великопостное богослужение совершается только в эти дни: читается молитва Ефрема Сирина с поклонами (и дома нужно не забывать произносить эту молитву). Нужно приходить на литургию Преждеосвященных Даров, и тогда внутреннее переживание Великого поста будет особенно ясным. Важно с этим чувством прийти к Пасхе Христовой.

Ведущий Александр Черепенин

Записали Анна Вострокнутова и Анна Купцова

Просмотр (100)