Бояться ли порчи и сглаза?

Вторник, 13.07.2021 22:22

Когда Степан Разин стал одерживать победы одну за другой, в народе сразу же распространился слух, что Разин колдун и что он способен останавливать одним окриком военные суда, а одним взглядом – полки солдат. А когда третья жена Ивана Грозного Марфа Собакина скончалась через две недели после бракосочетания, современники в один голос заявили: от колдовства. Но ведь и до сих пор многие уверены, что их можно сглазить. Что же такое порча и нужно ли её бояться?

Когда Степан Разин стал одерживать победы одну за другой, в народе сразу же распространился слух, что Разин колдун и что он способен останавливать одним окриком военные суда, а одним взглядом – полки солдат. А когда третья жена Ивана Грозного Марфа Собакина скончалась через две недели после бракосочетания, современники в один голос заявили: от колдовства. Народное сознание легко узревает магию там, где ее никогда и не было.

Под порчей обычно понимается темное воздействие на человека, наведенное колдовскими чарами – потеря сил, болезни, одержимость, утрата любви к самым близким, и всё тому подобное. Как же христианину относиться к этому? А относиться по принципу: «Если Бог за нас, кто против нас?» (Рим. 8: 31), – это слова Священного Писания.

Конечно, в Библии нам открыто, что есть мир падших духов – демонов, способных только вредить и нести разрушение. В книге Иова рассказывается, как действием диавола огонь пожег все стада Иова вместе с его пастухами. А затем ураган разрушил дом, где собрались дети Иова, так что они погибли. Сам Иов заболел проказой и был всеми покинут. Но в Библии сказано, что сатана сам по себе, оказывается, не мог причинить Иову никакого бедствия, он действует лишь там, где попускает Бог. Для Иова это было испытанием его верности Богу. В итоге Иов сподобился особого благословения Божия и получил вдвое больше, чем имел.

А из Евангелия мы знаем, что Господь одним словом изгонял бесов. Они в панике выпрыгивали из одержимых. И вот они рабски просят, чтобы Господь позволил им хотя бы в свиней войти. Оказывается, бесы не могут даже свиньями завладеть, им нужно разрешение Господа. То есть, диавол сам по себе ничего не может. И потому христианину думать следует не о темной демонической силе, а о Боге, рядом с Которым мы обретаем духовную силу. Вот как Сам Спаситель говорил ученикам: «Даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью, и ничто не повредит вам» (Лк. 10: 19).

Сохранилась древняя история о том, как один юноша-язычник хотел завладеть сердцем благочестивой христианской девушки Иустины. Она отказала, и тогда он обратился к колдуну Киприану, чтобы тот околдовал ее своими чарами. Но бесы, как ни пытались, не могли ничего сделать с Иустиной. Ее горячая молитва рассеяла все чары, так что колдун Киприан, пораженный такой духовной силой, сам обратился в христианство, и со временем стал исповедником, пострадал за веру Христову.

Как говорил преподобный Серафим Саровский, если бы диаволу было дозволено, то он одним когтем перевернул бы всю землю. Но раз до сих пор не перевернул, то значит, не он все-таки правит историей. Жизнь человека – дар Божий, и существование мира поддерживается, прежде всего, Промыслом Божиим. В руках Божиих – болезнь и здоровье, благополучие и страдание, успехи и неудачи, сама наша жизнь или смерть. И потому всё случающееся с нами есть Божие вразумление, которое нам надо правильно принять.

Поэтому и бояться надо не порчи или сглаза, не того, что кто-то там нашептывает или наговаривает. Мир давно бы сгорел от взаимной злобы людей. Но есть Бог, есть благодать Божия. И бояться нужно греха, бояться нужно отпадения от Бога. Об этом не раз говорил святой Паисий Святогорец: «Черные силы тьмы бессильны. Сами люди, удаляясь от Бога, делают их сильными, потому что, удаляясь от Бога, люди дают диаволу права над собой». Итак, не давай диаволу прав над собой, и он не причинит тебе никакого вреда.

Искренне исповедуйся, причащайся Святых Таин Христовых. Ибо нет ничего сильнее благодати Святого Духа. Поэтому христианин, старающийся по возможности часто молиться, посещающий храм, внимательно исповедующийся и благоговейно причащающийся Святых Таин, недоступен воздействию каких-либо чар.

Не может христианин лишиться благодати Божией, полученной в Таинствах Церкви, от чьего-то недоброго прикосновения, подсунутой заговоренной еды или подложенной в портфель магической иголочки. Потому что благодать – не бездушная одежда или предмет, который можно отнять или сорвать помимо воли их обладателя. Благодать есть особое освящающее присутствие Божие. Поэтому только Господь решает, в какой ситуации и как поступать с христианином, но не колдун, экстрасенс или наводящий порчу зложелатель. В Святой Евхаристии каждому причащающемуся даруется Сам Христос – воплотившийся Бог. Он ли не оградит Своих верных чад?

Постараемся помнить о Боге, ибо наша жизнь – в Его руках. А о порче и сглазе забудем, так как это не имеет никакого для нас значения.

священник Валерий Духанин

Просмотр (93)