МАГИЧЕСКИЕ РИТУАЛЫ В НАШЕЙ ЖИЗНИ

Вторник, 29.06.2021 23:41

Магия и магизм далеко не одно и то же. Магия – это оккультная практика, а магизм – мировидение и вообще поступки по принципам магии. Бывает, человек сроду не занимался магией, однако в своем мировоззрении, поступках, взглядах на жизнь проявляет очевидный магизм. Ну например, можно услышать такие фразы: «Ты покрести детей, всё же болеть будут поменьше», «Набери крещенской воды – от сглаза помогает», «Поставь свечку и сдашь экзамен». Конечно, ничего плохого в свечке, а тем более в Таинствах Церкви нет. Но… куда это может привести?

Магия и магизм далеко не одно и то же. Магия – это оккультная практика, а магизм – мировидение и вообще поступки по принципам магии. Бывает, человек сроду не занимался магией, однако в своем мировоззрении, поступках, взглядах на жизнь проявляет очевидный магизм.

Ну например, можно услышать такие фразы: «Ты покрести детей, всё же болеть будут поменьше», «Набери крещенской воды – от сглаза помогает», «Поставь свечку и сдашь экзамен». Конечно, ничего плохого в свечке, а тем более в Таинствах Церкви нет. Но если мы полагаемся только на видимый ритуал, как будто он сам по себе всемогущ, если полагаемся на цепочку видимых действий, а про Бога и не вспоминаем, то вот он и есть магизм.

В магизме две составляющие. Во-первых, потребительство. Всякий магизм исходит из потребительства. Выполнить ритуал, дабы заполучить какую-то выгоду. Обряды ради здоровья, удачи, ради склонения к себе любимого. Но при этом по жизни оставаться таким же паразитом, каким и был прежде. Если Бог не нужен, а Таинства Церкви принимаются ради меркантильных целей – это магизм.

Во-вторых, магизм глубоко технологичен. Там важен обряд сам по себе. Вот как встал за станок, провел несколько манипуляций – изделие готово. Всё действует само по себе, о Боге можно не вспоминать. Главное – точность обряда. Но невозможно вещественными манипуляциями повлиять на духовный мир. Господь смотрит на сердце человека. А если сердце осталось злым, то что пред Богом ритуал такого человека?

Где-то продают колокольчики, объясняя, что они прогоняют бесов. Где-то обвешаются кулонами и поясами, как некой внешней защитой, а про Бога ни слова. Но если ты ставишь десять свечей ради успеха и думаешь, что это автоматически подействует, то тебя ждет крах. Ибо эти свечи вместо тебя не помолятся Богу. Свеча – собственно символ нашей веры и горячей молитвы, которая как пламя свечи должна устремляться ввысь.

Ты крестишь ребенка, чтобы защитить его от сглаза? Ты причащаешься, чтобы не болеть простудой? Ты венчаешься, чтобы избежать развода? Ты освящаешь офис, чтобы успешнее шла торговля? – это всё суеверно-магические представления. А потом наступит разочарование, ибо всякий магизм рано или поздно обрушится. Христианство же говорит: да, крестись, причащайся, венчайся, освящай жилье, но при этом работай над собой, искореняй в себе грех, исполняй заповеди Христовы. Без работы над собой Таинства не много помогут тебе. Христос после Своего Крещения как раз был искушаем диаволом. А ученики после причащения на Тайной вечери испытали еще много скорбей. Таинства – не технология земного успеха. Но каждое Таинство дает нам возможность быть с Богом и посреди земных превратностей.

Люди с магическим сознанием мыслят о Боге как-то отвлеченно, безлико, часто и вовсе не думают о Нем. Они могут прочесть молитву, но так, как некое словесное заклинание. Мы же полагаемся не на текст, мы уповаем на Бога, к которому обращаемся посредством молитвы.

Итак, в магизме не важны нравственные ценности, там всё ради корыстной цели. И во-вторых, там главное – правильно выполненный ритуал. Выполнил пассы – жди результат. В этом – кардинальное отличие магизма от подлинной духовной жизни. Церковные таинства могут и не помочь, если нет живого отношения к Богу. Например, ты внешне делаешь всё правильно, на исповеди прочитал записанные грехи, затем подошел к Чаше для Причащения. Но при этом ты можешь и не приобщиться Христу, если сердцем далек от Бога, если не прощаешь ближних, наполнен обидой и завистью. Действие церковных таинств напрямую связано с тем, что у тебя внутри, и какое у тебя отношение к Богу и ближним.

Подлинная духовная жизнь основана не на механическом выполнении ритуалов, не на бездумном произнесении пусть и самых церковных молитв, а на доверии Богу, сердечном обращении к Нему и исполнении Его заповедей. Дай Боже всем нам преуспеяния на духовном пути.

священник Валерий Духанин

Просмотр (49)