Святейший патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Суббота, 19.11.2016 14:16

20 ноября Предстоятель Русской Православной Церкви встречает 70-летний юбилей

patriarh_kirill

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл является по масштабам своей церковной деятельности личностью беспрецедентной. Если посмотреть на осуществленные им труды, то трудно представить, что это выполнено одним человеком: архипастырское служение и ректорство в духовной академии, успешное руководство всей внешней деятельностью Русской Православной Церкви, неиссякаемая проповедь с сильной и оригинальной мыслью, широкая общественная и просветительская деятельность, и наконец Патриаршее служение – всё это можно было бы по отдельности разбить на несколько жизней отдельно взятых талантливых людей, но по Божьему дару соединилось всё это в личности одного человека.

Род исповедников веры Христовой

Служение Церкви этой одаренной души было приуготовлено исповедническим подвигом деда, а затем и отца. Приоткроем несколько страниц из родословной Святейшего Кирилла. Дедушка Патриарха протоиерей Василий Степанович Гундяев († 1969) еще задолго до принятия священного сана пламенел духовной жизнью и ревностью о православном благочестии. Известно, что в 1920-30-е годы он боролся с обновленчеством. Такое бескомпромиссное исповедание Православия обернулось жестокими гонениями: Василий Степанович стал одним из первых соловецких узников. Всего провел он в заключении около тридцати лет, пройдя 47 тюрем и 7 ссылок.

Среди беспрестанных скорбей и напастей случались по милости Божией настоящие чудеса. В начале 1930-х годов дедушку в очередной раз арестовали. То было время крайней скудости, семья без кормильца легко оказалась бы на краю голодной смерти, но Василий Степанович предсказал: «Поскольку я буду нести крест за Христа, вы останетесь живы». Вскоре на всю семью осталась лишь горсточка муки, бабушка приготовила из нее небольшие лепешки, которые быстро съели, – в семье было семь родных детей и одна приемная дочь, – назавтра есть уже было нечего, и бабушка сказала: «Завтра мы начнем умирать». С какой молитвой семья легла спать знает один Бог, но только ночью раздался стук в окно, бабушка услышала голос: «Хозяйка, принимай груз». Она открыла дверь и увидела мешок, полный муки, а рядом никого. Этот чудесно появившийся мешок спас многодетную семью и таким образом дал впоследствии появиться на свет Предстоятелю Русской Церкви Святейшему Кириллу.

Под Божьим покровом

Несмотря на невзгоды, семья находилась под постоянным молитвенным покровом. Василий Степанович принял священный сан в возрасте пожилом, но на протяжении всей своей жизни наставлял детей и внуков: «Никогда ничего не бойтесь. В этом мире нет ничего такого, чего следовало бы по-настоящему бояться. Нужно бояться только Бога». Уже на закате жизни протоиерея Василия внук Владимир, будущий Святейший Патриарх, спросил его: «Как же это получилось, что ни до революции, ни после нее ты ничего не накопил?» Дед ответил коротко: «Все деньги я посылал на Афон». Прошло много лет. Уже став Предстоятелем Русской Церкви, Святейший Кирилл обнаружил в синодике афонского монастыря Симонопетра запись всей семьи деда на вечное поминовение, сделанную в 1913 году. За семью молились в обителях Святой Горы, и такая молитва не могла остаться неуслышанной.

Доброе древо рождает добрый плод. Отец Патриарха протоиерей Михаил Гундяев, так же как и дед, через всю свою жизнь пронес живую, искреннюю веру. Он так же был гоним, за несколько дней до свадьбы отца арестовали и сослали на Колыму в исправительно-трудовой лагерь только лишь потому, что в его доме нашли конспекты по богословию, и слово «Бог» там было написано с большой буквы. Брак состоялся лишь через три года, по выходе отца из заключения – родители Патриарха хранили верность друг другу перед лицом неизвестности, вверяли свою судьбу в руки Божии. И Господь их не посрамил, даровав сына, чья жизнь сыграла ключевую роль в становлении Церкви на рубеже переломных эпох.

К священству – с раннего детства

Владимир, будущий Патриарх Московский и всея Руси, – средний сын протоиерея Михаила и матушки Раисы Гундяевых родился 20 ноября 1946 года. Детство и юность провел в городе на Неве – северной столице России, где встречаются культуры востока и запада, и где тем самым широта кругозора формируется чрез знакомство не только с родной культурой, но и с культурой иной.

С раннего возраста Володя хотел стать священником, едва научился ходить и говорить, как потребовал, чтобы у него было свое облачение. «Облачение» предоставили – одна монахиня сшила из старого протодиаконского ораря епитрахиль, мама сделала палицу, какая-то ткань использовалась в качестве фелони, и Володя служил в тесной коммунальной квартире.

В пять лет мальчик сильно заболел пневмонией. В коммуналке на стене висела фотография отца Иоанна Кронштадтского. Святой угодник еще не был прославлен, но уже пользовался глубоким почитанием в народе. Мама дала фото батюшки маленькому Володе. Образ был постоянно при нем, ребенок обращался к праведному Иоанну простыми детскими словами, и через несколько дней был совершенно здоров.

Испытания юной души

Потом наступила учеба в школе со всеми теми переживаниями, которые обычно тревожат детскую душу. И вроде бы всё шло хорошо – Володя учился на пятерки – была только одна особенность: шло советское время, а мальчик не вступал ни в пионеры, ни в комсомол, что ставило ребенка в крайне трудное положение. Часто его вызывали на педсоветы, во время которых приходилось вести настоящие диспуты с атеистически настроенными преподавателями и учениками. В общем, Володя ходил в школу как на Голгофу.

После 8-го класса Владимир устроился в Ленинградскую комплексную геологическую экспедицию, продолжая учиться в вечерней школе. Жизнь поворачивала в сторону светского образования и научной работы, хотя мысль о пути священнослужения не оставляла Владимира. Господь устроил так, что Владимир встретился с выдающимся иерархом Русской Православной Церкви митрополитом Ленинградским Никодимом (Ротовым). Эта встреча изменила всё кардинально. Владыка Никодим сказал: «Знаешь, Володя, ученых в нашей стране очень много, если их поставить друг за другом, то цепочка дотянется до Москвы, а вот священников мало. Кроме того, неизвестно, удастся ли нам принять тебя в семинарию после института. Так что поступай-ка ты сразу в семинарию». И Владимир пошел в семинарию.

В эпоху хрущевских гонений удар атеистической власти во многом приходился на сферу духовного образования. Целью ставилось сократить число учащихся, не допустить в семинарию способных, перспективных молодых людей. Само обучение в духовной школе опять-таки было исповедничеством. Владимир не только нес учебные нагрузки, но еще исполнял послушание личного секретаря митрополита Никодима. С тех пор у него сформировался навык напряженной работы, при которой нет ни минуты свободного времени, весь день четко распределен на решение конкретных задач, и это очень пригодилось впоследствии.

Путь мудрости и рассуждения

3 апреля 1969 года состоялось знаменательное событие – пострижение раба Божия Владимира в монашество с именем в честь святого равноапостольного просветителя славян Кирилла. Вскоре молодой монах Кирилл был посвящен в священные степени и сразу отправился «на передовую» – участвовать в международной деятельности Русской Православной Церкви.

Одно из первых заданий оказалось связано с непростым вопросом вступления духовных школ Русской Православной Церкви во всемирное братство православной молодежи «Синдесмос». Это вступление несло определенный риск – вызвать ожесточение властей против Церкви, но могло и укрепить положение Церкви в Советском Союзе. Митрополит Никодим вручил отцу Кириллу два письма – в одном говорилось, что Русская Православная Церковь вступает в «Синдесмос», в другом, что такое решение откладывается, а какое именно письмо передать, предстояло решить самому отцу Кириллу в зависимости от ситуации. В ходе выполнения задания иеромонах Кирилл ясно понял, что необходимо принять первый вариант, и таким образом в 1971 году русские духовные школы оказались включены во всемирное братство православной молодежи.

Так начался длинный путь служения Церкви на ниве взаимодействия с внешним миров. На этом пути приходилось быть и мудрым дипломатом, знатоком политических перипетий, и чутким духовником, способным откликнуться на боль и нужды любой души. Неоднократно к отцу Кириллу обращались высокопоставленные чиновники с просьбой тайно покрестить или обвенчать, и каждый раз отец Кирилл откликался, сохраняя в полной секретности совершаемые Таинства, тем самым рискуя собственным благополучием.

Положение Православной Церкви приходилось отстаивать путем рассудительной политики. Не всегда было возможно действовать открыто и прямо. Так, на публичных пресс-конференциях заграницей часто задавали вопрос, свободна ли Церковь в Советском Союзе. Приходилось отвечать, что Церковь действует настолько, насколько ей позволяют законы и сложившаяся политическая ситуация. Говорить о гонениях на веру было нельзя, чтобы не вызвать еще больших гонений. В то же время удавалось добиваться освобождения из заключения некоторых лиц, осужденных за религиозную деятельность. Отец Кирилл постоянно говорил в Совете по делам религий о том, что репрессии против отдельных личностей подрывают престиж Советского Союза на международной арене. И в ряде случаев удавалось вызволить осужденных за веру из заключения. Путем формирования зарубежного общественного мнения также удалось спасти некоторые храмы и монастыри от закрытия и даже добиться открытия новых храмов.

Созидание богословской науки

26 декабря 1974 года архимандрит Кирилл был назначен ректором Ленинградских духовных академии и семинарии. На тот момент ему исполнилось 28 лет, таким образом он стал самым молодым ректором за всю историю академии.

Отцу Кириллу всю жизнь приходилось плыть против течения, искать возможность созидать Церковь, служить Христу вопреки сложившимся историческим обстоятельствам. Как ректор он ставил задачей повысить уровень богословского образования, и с этой целью организовал регулярный перевод с иностранных языков сочинений современной богословской науки. Реорганизована была сама академия для более успешной научной деятельности. Но во многом приходилось вести борьбу за набор достойных студентов духовных школ. Власти могли отклонить любого, и согласование списков учащихся, бывало, длилось двенадцать часов подряд.

14 марта 1976 года отец Кирилл был рукоположен во епископа Выборгского, а спустя год с небольшим возведен в сан архиепископа. Новый иерархический статус дал возможность более широкого служения Святой Церкви.

Заслугой Высокопреосвященнейшего Кирилла стало открытие в 1979 году в духовной академии регентского отделения. Причем уполномоченный Совета по делам религии был против, но владыка Кирилл организовал прошение православных женщин из Финляндии, пожелавших обучаться церковному пению в Ленинградской академии, и регентское отделение удалось организовать. Святейший патриарх Кирилл говорил об этом так: «Мы сделали то, чего никогда не было в Русской Церкви, – мы дали возможность женщинам получать богословское образование. Вначале – через открытие так называемого регентского отделения, а затем через включение богословских дисциплин в программу образования девушек. Меня тогда многие спрашивали: «Зачем вы это делаете?» Я отвечал: «Наступит время, когда эти регенты будут не только руководителями церковных хоров, но и преподавателями Закона Божьего в школах». Многие мои собеседники после такого рода заявлений многозначительно крутили пальцем у виска: никто не верил в такую возможность. Но я всегда знал, что наступит такой момент, когда это станет возможно».

Так прошло десять лет. За это время количество учащихся увеличилось почти в четыре раза, многие были приняты после университета. Активное привлечение к Православию молодежи, использование СМИ в целях проповеди и формирование большого количества искренних сторонников Церкви вызвало в КГБ настоящую ярость. Власти не могли простить владыке Кириллу таких успехов, и в самом конце 1984 года, когда академия праздновала десятилетие пребывание владыки в должности ректора, день в день 26 декабря он был снят с должности и назначен архиепископом Смоленским и Вяземским. Это была своего рода ссылка за слишком активную деятельность. В Совете по делам религий владыке поспешили предсказать: «Вы один из самых неудачных архиереев Русской Православной Церкви и всегда теперь будете неудачником».

Доверие Промыслу Божию

Смоленская епархия являлась одной из беднейших в России. Ездить приходилось по непролазной грязи к полупустым деревенским храмам с разбитыми окнами и проломанной крышей. Надо было ремонтировать храмы, а денег на приходах не было. Скудость, убогость предстали здесь во всей своей красе, но владыку спасло то, что он твердо верил в Промысл Божий, в то, что мы никогда и нигде не оставлены Богом. Он начал решать вопрос за вопросом и смог организовать деятельность епархии так, что вскоре собрали необходимый денежный фонд. Когда в епархии возник новый приход, то уполномоченный Совета по делам религий, увидев обустроенное помещение, только руками развел и воскликнул: «Да откуда всё это?». прошло небольшое время, и уполномоченный сам стал православным христианином.

Владыка возглавлял Смоленскую епархию четверть века. За это время количество приходов епархии увеличилось с 35 до 140. Кроме того, высокопреосвященнейший Кирилл стал первым епархиальным архиереем, сумевшим открыть епархиальное духовное училище, впоследствии преобразованное в семинарию.

При направлении на Смоленскую кафедру владыка Кирилл и не догадывался, что до изменения религиозной ситуации в стране оставались считанные годы. Празднование 1000-летия Крещения Руси в 1988 году стало в каком-то смысле возобновлением Крещения нашей Родины, народ вспомнил о забытой вере, потянулся в храмы, везде стали говорить о Боге. Церковь получила долгожданную свободу.

Служение заповеданному Христом единению

Путь государственных перемен оказался болезнен: крушение Советского Союза, попытка захвата власти ГКЧП, провозглашение независимости бывших союзных республик, расстрел Белого дома. И во всех перипетиях общественной ломки митрополит Кирилл (в сан митрополита возведен он был 25 февраля 1991 года) принимал самое деятельное участие. Например, он лично посещал блокированный Белый дом для встречи с лидерами депутатов. Без участия Церкви в переговорах развязка конфликта могла оказаться куда более кровавой. При общем развале Советского Союза усилиями иерархов, среди которых ведущую роль играл владыка Кирилл, удалось сохранить целостность Русской Православной Церкви. Ни Украина, ни Эстония, ни Молдова в церковном отношении не были отделены от России.

К этому времени, еще 14 ноября 1989 года владыка Кирилл был назначен председателем Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата. Этот отдел отвечал за весь спектр внешнего взаимодействия Русской Православной Церкви – межправославные отношения, взаимодействие с представителями иных христианских конфессий, межрелигиозный диалог, отношения со светской властью. В то же время ОВЦС под руководством митрополита Кирилла являлся не просто органом общения с внешним миром. Он представлял собой главный интеллектуальный центр Русской Православной Церкви. Здесь готовились многочисленные документы, определявшие дальнейшее развитие Церкви. Митрополит Кирилл принял непосредственное участие в разработке таких ключевых документов, как «Основы социальной концепции», «Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию», «Основы учения о правах человека». Эти документы на многие годы вперед определили отношение Церкви к самым различным сферам человеческой жизни.

Именно митрополит Кирилл после развала Советского Союза выступил с инициативой объединения русского мира. В 1993 году он озвучил идею созывать ежегодно Всемирный русский собор, в который входили бы граждане России и представители русской диаспоры. Целью ставилось обсуждать на соборе как духовно-нравственные, так и социально-политические проблемы, актуальные для русского человека, где бы он ни находился, на Родине или за рубежом. С того времени Всемирный русский собор стал реальной общественно-политической силой, которая выражает чаяния русских людей по укреплению ценностей, которыми издревле жила Россия.

Как председатель ОВЦС митрополит Кирилл организовал духовное окормление многочисленной русской диаспоры, его стараниями было основано около полутора сотен православных приходов за рубежом. Но самое главное дело, которое удалось осуществить за годы управления ОВЦС – это конечно уврачевание раскола Русской Православной Церкви Заграницей с Московским Патриархатом. Длившийся около восьмидесяти лет раскол был преодолен 17 мая 2007 года. Этому предшествовали многолетние усилия ведущих иерархов. Весь переговорный процесс курировал именно митрополит Кирилл, инструктировал делегации, неоднократно сам встречался с иерархами Зарубежной Церкви, он лично озвучивал основные проблемы, возникающие на пути единения, он же выносил конкретные рекомендации, снимавшие возможное напряжение между двумя сторонами.

Но если задаться вопросом, чем запомнился митрополит Кирилл простому человеку, не вникающему в особенности высокого иерархического служения, то это конечно телепередача «Слово пастыря», начавшая выходить в эфир с 1994 года. Сотни тысяч людей соприкоснулись со смыслом и содержанием православной веры, нашли разрешение волновавших душу вопросов благодаря доступной проповеди владыки Кирилла. И не было в истории России другого прецедента, когда бы церковный деятель на протяжении десятилетий вел на телевидении авторскую передачу, сохранившую высокий рейтинг.

Одним из последних общественных свершений митрополита Кирилла перед патриаршеством стало участие в телевизионном проекте «Имя Россия». Предстояло избрать одного из наиболее памятных деятелей России, чье имя могло бы олицетворять нашу великую Родину. Из 500 имен путем общественного голосования было отобрано 50, затем 12 имен. Это такие совсем непохожие друг на друга исторические личности как император Петр I, Иосиф Сталин, Владимир Ленин, Дмитрий Менделеев, Федор Достоевский, император Александр II, императрица Екатерина II, Александр Суворов, царь Иван Грозный, Петр Столыпин, Александр Пушкин и святой Александр Невский. У каждого персонажа на теледебатах был свой защитник. Митрополит Кирилл представлял святого Александра Невского. Хочется сказать, что для владыки имя благоверного князя имело глубоко личное значение – в соборе Александро-Невской Лавры он принял рукоположения во все священные степени, перед мощами святого Александра ежедневно молился в годы учебы, а затем преподавания и ректорства в духовной академии. На теледебатах владыка Кирилл аргументировал, что именно святой Александр Невский был создателем того многонационального и многоконфессионального «русского мира», который существует до сих пор. И вот в итоге решающего тура первое место было отдано святому Александру Невскому (совместно с Александром Пушкиным).

Святой Александр Невский был в свое время лидером русского народа, он мудро действовал как дипломат и воин, добиваясь укрепления святой Руси. Таков же и высокопреосвященнейший Кирилл, который в церковной жизни стал мудрым лидером, рассудительно отстаивающим в самых непредсказуемых ситуациях права Церкви Христовой.

Избранный Богом созидать Церковь Русскую

Избрание Святейшего Кирилла на патриаршество состоялось 27 января 2009 года на Поместном соборе Русской Православной Церкви. В этом избрании сказалось преобладающее желание участников собора (508 голосов из 677, то есть 75 %), но прежде всего в этом проявил себя Промысл Божий, возведший к кормилу церковному рассудительного, опытного в решении глобальных церковных задач и энциклопедически образованного архипастыря.

Уже в самом начале своего патриаршего служения Святейший Кирилл высказался о своем видении отношений Церкви и государства как гармоничной симфонии. Только при такой симфонии государство обретет прочный фундамент для созидания подлинного благополучия народа, а Церковь получит возможность спокойного осуществления своей спасительной миссии в мире.

Во время своих поездок по стране, в публичных выступлениях Первосвятитель подчеркивает необходимость единства – различных слоев общества, представителей самых разных национальностей и культур, Церкви и государства. Такое единство становится основой подлинного укрепления России в новейшее время.  Во многом это осуществляется благодаря тесному взаимодействию Святейшего Патриарха Кирилла с президентом Владимиром Путиным. Святейший Патриарх видит в президенте Российской Федерации то связующее звено, которое объединяет и содержит в гармонии различные стороны нашего общества. А глава государства полагается на Первосвятителя как на важнейшего союзника в укреплении мира и согласия в нашем Отечестве.

Для патриаршества Святейшего Кирилла характерна очень рассудительная, аккуратная линия реформ. Как предстоятель Русской Православной Церкви святейший Кирилл осуществил реформу центральных органов церковного управления, были созданы новые Синодальные отделы, проведена работа по преобразованию системы духовного образования.

Вся система церковной жизни стала функционировать более слажено, чему способствуют образованные Святейшим патриархом такие общецерковные учреждения, как Отдел по взаимоотношениям Церкви и общества, Синодальный информационный отдел, Финансово-хозяйственное управление, Синодальный комитет по взаимодействию с казачеством, Синодальный отдел по тюремному служению, Патриарший совет по культуре.

Безусловным шагом вперед стало создание особого совещательного органа, в котором обсуждаются насущные вопросы церковной веры и жизни – Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви. Межсоборное присутствие действует в периоды между проведением Поместных и Архиерейских Соборов как совещательный орган Московского Патриархата. В его работе принимает участие не только духовенство или монашество, но и миряне. Особенностью деятельности данного органа является открытое, братское обсуждение, при котором Святейший патриарх готов выслушать и обсудить любое возражение по рассматриваемому документу. Идею такого учреждения прекрасно выразил сам Патриарх Кирилл: «В Русской Православной Церкви создан орган, которого не было никогда ни в одной Православной Церкви, но который в значительной мере отражает саму идею соборности, с широким участием не только епископата, духовенства и монашествующих, но и мирян разного пола и возраста. Это — Межсоборное присутствие». Благодаря Межсоборному присутствию находят свое решение самые насущные и животрепещущие вопросы современного церковного бытия.

Характерной чертой патриаршества Святейшего Кирилла является то, что главным критерием в оценке деятельности Церкви он ставит не формальное заполнение храмов, а духовно-нравственное состояние общества. Церковь должна нести в себе ту закваску, которая постепенно преображает общество, изменяя и одухотворяя жизнь каждого конкретно взятого человека, обращающегося ко Христу. Показательно, что став Предстоятелем Церкви, Святейший Кирилл избрал себе духовником известного старца архимандрита Илия. Когда-то они вместе учились в духовной академии, к отцу Илию едут за советом со всей России. Святейший Кирилл после своей интронизации попросил старца переселиться из Оптиной пустыни в патриаршую резиденцию в Переделкино. Получилось так, что теперь в Переделкино к отцу Илию едут с духовными нуждами люди со всех уголков страны, здесь же его духовным советом и молитвенной помощью пользуется и Святейший Кирилл.

И в то же время Святейший Патриарх не перестает быть простым человеком, имеющим свои вкусы, житейские интересы и увлечения. Например известно, что на протяжении многих лет он увлекался горными лыжами, любил ходить пешком и плавать. Как-то на чаепитии, организованном Роскосмосом в Звёздном городке, он высказался о своем желании полететь в космос. Как оказалось, в прошлом Патриарх выполнил 19 тренировок на самолете «МиГ» и осуществлял все фигуры высшего пилотажа. Святейший не безразличен к спорту. В частности, он является соавтором трилогии об основателе самбо, основоположнике международных соревнований по  дзюдо в Российской империи и СССР, мастере джиуджитсу, ушу и других восточных и национальных единоборств и штыкового боя Василии Ощепкове. Причем Патриарх лично презентовал трилогию в Японии, а единоборства считает одним из важнейших способов воспитания детей и молодежи в духе Православия, а также средством сплочения своей паствы, рассеянной по разным странам мира.

В завершение хотелось бы привести слова нашего Первосвятителя о том, какой должна быть Церковь в современном мире: «Задача Русской Православной Церкви заключается в том, чтобы воспитывать человека, способного на жертву, на подвиг, на победу… Главное наше дело — молитва, но вокруг молитвы мы должны создавать активное поле жизнедеятельности, воспитывать людей, давать образование, являть примеры доброго отношения к людям через социальную деятельность». Именно таким является и сам Святейший патриарх Кирилл, предстоятель Русской Православной Церкви.

священник Валерий Духанин

Просмотр (152)