
Начиная с середины 19 века, в Америке, Европе, а затем и России появилось массовое увлечение спиритизмом. Поначалу спиритические сеансы рассматривались лишь как модная забава. Однако в глубинах оккультной практики жила куда более серьезная амбиция. Спиритизм пытался выступить как некое новое, сверхъестественное откровение – как связь с миром духов. И об этом стоит поговорить.
У всякого оккультного учения были свои провозвестники. Известный спирит 19 века Аллан Кардек, погрузившись в изучение паранормальных явлений и доверившись медиумам, посчитал, что призван к особой миссии – донести до человечества новые представления о мире. Поверив в свою избранность, Кардек посредством спиритических диалогов с духами принялся формировать свое «священное писание». Так, вышло его «Евангелие согласно спиритизму», в котором спиритизм подается как «новая наука», которая откроет природу духовного мира. В частности, утверждалось, что первое откровение дано было через Моисея, второе – через Иисуса Христа, а третье, якобы более высокого уровня, в спиритизме – через духов, якобы посланников Бога.
Как сказано в «Евангелии от спиритизма», «спиритизм является третьим откровением Божьего Закона… он представляет собой учение, данное не человеком, а духами, которые являются голосами Небес, во всех частях мира посредством бесчисленных посредников». Таким образом, спиритизм рассматривался как более высокое откровение сравнительно с Евангелием Господа Иисуса Христа и всей христианской религией. И в этом смысле это было антихристианство.
Спиритизм Кардека приняли в самых высоких слоях французского общества. Император Наполеон III неоднократно приглашал Кардека, подолгу обсуждая с ним его «Книгу духов». Было и множество других учителей спиритизма. В России спиритизмом увлеклась сначала аристократия, а затем и множество простых людей. В обществе появился нездоровый интерес.
Затворяясь в сумрачных комнатах, люди завороженно наблюдали за действиями медиума, ожидая ответа из того мира и надеясь обрести реальный контакт с душами почивших людей. Счет последователей спиритизма в 19 веке шел на миллионы. При всей разрозненности его методов, учений и практик, спиритизм пытался стать мировой религией – без храмов и без священников, замененных сеансами медиумов.
Нередко в учениях спиритов отрицался догмат Святой Троицы, на Христа смотрели лишь как на одного из учителей древности, Церковь утрачивала для них какое-либо значение. Однако многие последователи спиритизма формально оставались христианами. Они наивно считали, что своими сеансами доказывают вполне христианскую идею бессмертия души. Раз кто-то из того мира откликается, дает некие ощутимые знаки, значит, духовный мир существует, утверждали они. Восхищенные соприкосновением со сверхъестественной сферой, последователи спиритизма всё больше увязали в своей практике. При этом мало кто из них задумывался, а не обманывает ли их оттуда кто-то другой.
Показательно, что откровения даже видных спиритов часто противоречили друг другу. Так, упомянутый Кардек утверждал, что духи открыли ему, что есть реинкарнация, перевоплощение душ. Однако другие спириты сразу возразили, что их духи им открыли, что никакой реинкарнации нет, а некоторые духи про нее даже не слышали. Объективной информации спиритизм не давал. Во время сеансов духи откровенно обманывали и хитрили.
Святые люди того времени достаточно точно поняли суть этого феномена. Преподобный Амвросий Оптинский говорил так: «Спиритизм есть ничто иное, как новое заблуждение и новая прелесть вражеская. Самое слово Spiritus показывает, что это учение есть общение людей с духами и, разумеется, с духами не света, а с духами тьмы… Вызываются и являются не души умерших, а духи тьмы греховной и обольстители рода человеческого».
Одна наша современница, Елена, занималась эзотерическими практиками, гадала и как-то на Святках вместе с подругами решила вызвать дух индийского мистика Ошо. Провели оккультные манипуляции за столом с буквами и тарелочкой, Елена спросила у духа: «Ты кто? Ты Ошо?» И тарелочка показала три буквы: «зло». А ночью после этого на нее напал жуткий страх, какого никогда до этого не было. И тогда она стала молиться Господу, осенять себя крестным знамением. Страх отступил. Это стало для нее поворотным моментом в обращении от оккультизма к церковной жизни.
Таким образом, в лице спиритизма под видом высшего откровения выступает общение с демонами, с падшими духами. А сам спиритизм есть форма обольщения людей. Дай Боже всем нам ограждать себя, своих родных и близких от подобных увлечений и пребывать в чистом молитвенном общении с Господом. Всего доброго вам!
Священник Валерий Духанин
Просмотр (19)