Тайна святости – чистое сердце и отзывчивая на чужую боль душа. В чистое сердце нисходит мир. А мирную душу осеняет благодать Святого Духа. Душа чуткая и отзывчивая делится благодатным утешением со страждущими. Простое слово человека, осененного Духом Святым, растворено небесной мудростью. Таков преподобный Серафим Саровский, наш любимый святой. В нем всё невероятно близкое, родное и теплое. Даже его согбенный вид – в белом холщевом балахоне – согревает сердце.
Он как святитель Николай Чудотворец, как Сергий Радонежский, как блаженная Матрона Московская. Та же любовь, то же сочувствие людям, то же милосердие. Даже чудеса все те же самые. Он – народный святой, то есть святой, близкий и понятный простому народу. Не теоретик, не оратор, не философ и не ученый. Но именно он стяжал Духа Святого. Люди чувствуют тепло благодати Божией, и потому тянутся именно к таким, как он.
При воспоминании о нем видится живой образ: на камне на коленях молится он посреди России, воздев к Небу свои смиренные руки. Его кроткое сердце, как бы от лица всех страждущих, взывает: «Боже, милостив буди нам, грешным». И Небо откликается, благословляет, щедро дарует милость Свою через преподобного Серафима всем страдальцам земли.
Через таких святых, как преподобный Серафим, Божия Матерь благословила землю Русскую. Пречистая Дева и раньше являла Себя на Руси. Но эти дивные посещения были не так многочисленны. Преподобного же Серафима посетила двенадцать раз, явив как бы полноту Небесного благоволения! Скоро начнутся в России искушения, брожения и смуты. И Небо являет Свою милость насколько это возможно максимально (вот почему в 19-м веке было так много святых), пытаясь уверить, что счастье русского человека – в поиске Неба, а не в переустройстве быта и не во взаимной грызне на пути к этому переустройству.
Двенадцать раз земля Русская в лице преподобного Серафима приняла Божию Матерь. О нем Царица Небесная сказала: «Сей от рода нашего». Что же значат эти слова? Они достойны особого рассмотрения. «От рода нашего», значит, от рода смиренных и кротких. Ибо красота Божией Матери – красота смирения, и величие Ее – величие кротости. Самая смиренная на земле стала Царицей Неба! И потому смирение и кротость роднит с Божией Матерью.
С людьми гордыми тяжело. Они как кактусы – непременно уколют, едва ты прикоснулся к ним. Люди смиренного духа – елей, врачующий рану. Такие люди – духа Христова, ибо Он «трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит» (Мф. 12:20). Потому-то смиренный Серафим принял удары обухом топора, хотя мог оказать сопротивление, – он от рода смиренных Христовых чад. И предпочитал с любовью молиться о врагах, нежели искать мщения. «На кого воззрю, говорит Господь, только на кроткого и смиренного и трепещущего словес Моих» (Ис. 66:2).
Господь взирает на смиренных! Но и смиренные взирают на Него! Святой Серафим сподобился созерцания! Воскресшего Христа он сподобился видеть, еще будучи диаконом, во время Литургии, перед пением Трисвятого. Это видение – дивный, любящий лик Воскресшего – запечатлелось в нем на всю жизнь. И потому его слова: «Радость моя, Христос Воскресе!» – они были от личного опыта, и словно веяние свежего, целительного воздуха, вселяли радость и воскрешали души задыхающихся от копоти мира сего людей.
За его смирение и любовь Господь наделил преподобного Серафима обильной благодатью Святого Духа. И вся Россия устремилась к нему. Жаждущие утешения спешили к живительному роднику. И никто не ушел не утешенным.
Он донес до нас главную истину – человек призван быть храмом Духа Святого. Ибо цель нашей жизни христианской – стяжание Святого Духа Божьего. Он не мог не говорить, не делиться этим, ибо благодать Святого Духа – источник неиссякаемый. Чем больше людей приобщится Сокровищу благих и жизни Подателю, тем больше засияет земля, и дольний мир явит в себе отблески Рая. Так собственно сиял лик самого Серафима, по свидетельству Мотовилова, словно от него исходили солнечные лучи.
Преподобный Серафим Саровский – это слава Русской Церкви, это и есть подлинная Россия. Это та Россия, которую хочет видеть Бог. Не игру тщеславия и гордыни, не драму страстей, не саморазрушение в разврате ищет увидеть Господь в нашем Отечестве, а чистое, мирное сердце, кроткий дух и теплую любовь к Богу и ближним, что собственно и составляет ядро Святой Руси.
Если мы любим преподобного Серафима, если сердце наше отзывается теплом и радостью о нем, значит, между землей и Небом еще теплится связь. Отклик на духовное означает, что духовное не до конца в людях умерло. Отклик на Небесное значит, что Небесное еще представляет ценность для земли. Потому то, как мы относимся к преподобному Серафиму Саровскому, важно для всей России. И значит, молитвы его о нас не напрасны.
Преподобне отче наш Серафиме, не остави нас и ходатайствуй о нас пред престолом Господа нашего!
Священник Валерий Духанин
Просмотр (29)