Весьма распространенным суеверно-оккультным учением является вера в перевоплощение душ. Это называется реинкарнация или метемпсихоз, повторное воплощение, переселение душ – как же нам относиться к подобному представлению?
Во-первых, важно сразу понять: идея реинкарнации пришла к нам из индуизма и буддизма, причем там реинкарнация рассматривается как явление крайне неприятное. С позиции религий Индии, реинкарнация есть несвобода, ибо душа раз за разом возвращается в обманчивый мир иллюзий. И потому индусы и буддисты желают освободиться от реинкарнации путем своей аскетической практики. Европеец же, не поняв сути учения, приспособил идею реинкарнации под себя, мол, если жизнь не удалась, то ничего страшного, получится в другой раз.
Таким образом, идея реинкарнации погружает европейца в самообман: ничего не надо менять, исправлять, якобы еще будет много возможностей. Но какая возможность духовного роста у баобаба, осла или земляного червя? Реинкарнация предполагает самый необычный спектр воплощений. И во всем этом исчезает личность человека – он в перерождениях то мужчина, то женщина, то зверек, то растение, а сами перерождения подобны дешевым камушкам, которые нанизываются на нить, тянущуюся в никуда.
Во-вторых, вера в реинкарнацию несовместима с христианством в принципе. Хочешь верить, что станешь жирафом или дельфином – пожалуйста. Но к христианству это не имеет никакого отношения. Священное Писание прямо говорит: «Человекам положено однажды умереть, а потом суд» (Евр. 9: 27). Нам дается всего лишь одна жизнь. Расставаясь с телом, мы предстаем на Божий суд. Более того, учение о реинкарнации осуждено Православной Церковью на Константинопольском Соборе 1076 года. 3-й пункт соборного постановления гласит: «Принимающим перевоплощение человеческих душ… и вследствие этого отрицающим воскресение, суд и конечное воздаяние за жизнь — анафема».
Строгость постановления продиктована тем, что идея реинкарнации пренебрежительно относится к телу, и потому в подобных религиях душа бесконечно скитается по разным телам как по временным, ничего не стоящим жилищам. С позиции христианства, тело – храм Божий, мы призваны спасать свою душу, пока находимся в теле, и вместе с нашим единственным и неповторимым телом Бог призовет нас к воскресению по образу Воскресшего Христа.
Как и всякое суеверие, идея реинкарнации получила распространение. Святой Паисий Святогорец рассказывал курьезный случай, когда на Крит приезжала группа немцев, чтобы почтить память немецких солдат, убитых там во время оккупации Греции. Мимо проходил крестьянин с ослом, и осел, увидев толпу людей, начал выразительно реветь. Один из немцев понял это таким образом, что ревевший осел был его убитым на войне братом, перевоплотившимся в осла. Приняв свое «прозрение» за истину, он поспешил к крестьянину и приобрел осла за баснословную сумму – чего не сделаешь ради памяти погибшего брата.
Святой Паисий Святогорец говорил: «Перевоплощение устраивает людей, и особенно людей безбожных, неверующих. Это лжеучение – величайшее лукавство диавола. Диавол удерживает таких людей в греховной жизни помыслом о том, что их души якобы уходят из этого мира и вновь возвращаются в него. «Подумаешь, какое дело, – внушает диавол приверженцам перевоплощения. – Если в этот раз ты потерпишь неудачу, то удача ждет тебя в следующий раз, когда ты снова вернешься в эту жизнь…» После этого люди говорят: «Ничего страшного в том, что я совершу еще и этот грех» – и на все машут рукой… Я не видел лукавства и выдумки диавола большей, чем лжеучение о перевоплощении: он придумал это для того, чтобы собирать людей в аду… Теория перевоплощения – самая худшая из всех индуистских теорий».
Напомним, что в религиях Индии нет ни Рая, ни ада, а лишь бесконечная череда перевоплощений, бессмысленных и бесполезных. Ибо каждый раз, воплощаясь в новом теле, то в мужчине, то в женщине, то в животном, то в растении, человек теряет какой-либо образ перед лицом вечности, становится жалкой игрушкой, безвольной глиной, из которой закон кармы лепит, что хочет. А христианство, говоря об уникальности нашего тела, призывает человека к обожению. Причем самое тело человека, как и душа, призвано приобщиться Божественному свету, вот как во время Преображения Христа «просияло лице Его, как солнце» и даже «одежды Его сделались белыми, как свет» (Мф. 17:2). Дай Бог всем нам приобщаться свету Христову и сторониться суеверий. Всего доброго вам!
Священник Валерий Духанин
Просмотр (28)