Сегодня событие судьбоносное, историческое и пока еще трудно нами самими понимаемое – к нам в Лавру вернулась «Троица» преподобного Андрея Рублева. Почему-то родилось такое сравнение, хотя и несколько условное конечно. Некогда ветхозаветный храм утратил ковчег завета. Опустевший храм встречал ветхозаветных людей, лишенный главной святыни своей. И людям того времени это было неким вразумлением, которое понять должны были именно они. О причинах утраты не будем гадать. Но ветхозаветный храм так и окончил свое существование без самой главной святыни своей. Однако бывает и нечто противоположное – святыни возвращаются.
Икона Троицы, писанная преподобным Андреем Рублевым – святая святых русской иконографии, чудный ковчег запечатленного в красках Трисиянного Света, вместилище духовных и богословских смыслов. Среди иконописцев, отважившихся коснуться тайны несказанной Троицы, святой Андрей Рублев – непревзойден. Он – ученик преподобного Сергия, о котором еще в детстве было предсказано, что будет он слугой и обителью Пресвятой Троицы. Преподобному Сергию мы поем: «Тем, быв Троицы вселение, чудесы твоими всех просветил еси, приходящих к тебе верою», «яко имея дерзновение ко Святей Троице, поминай стадо, еже собрал еси, мудре». Потому и обитель свою авва Сергий посвятил Троице, «дабы воззрением на Святую Троицу побеждалась ненавистная рознь мира сего». И ученик Сергия богомудрый Андрей, созерцая Троицу в безмолвии чистой, сердечной молитвы, воплотил это чудное видение посредством красок.
Повторю, мы еще не можем толком сами осмыслить событие возвращения «Троицы» в Лавру. Ясно одно: принимая икону Троицы, уже нельзя жить по-старому, теплохладно, расслаблено, вяло. Каждое утро, просыпаясь, будем помнить, что с нами Бог Троица. И каждый вечер, засыпая, будем помнить, что Бог Троица с нами. И для современного русского человека уже что-то должен значить пример жизни преподобного Сергия Радонежского, как искреннего служителя Троицы, равно как и пример преподобного Александра Свирского, которому Троица явила Себя в виде трех Ангелов.
Бог наш есть Троица и Бог наш есть Любовь. Постигая Троицу, постигаем Любовь. Икона Троицы отражает Предвечный Совет и жертву Любви, Божественную жертву ради спасения человека. Те, кто знакомился с символикой «Троицы» Рублева, знают, что на иконе силуэты двух крайних Ангелов образуют собой чашу, в середине которой оказывается средний Ангел – Сын Божий. Это образ жертвенной чаши. Сын Божий жертвует Собой ради нас и ради нашей вечной жизни: «Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:16). И потому самый сокровенный смысл образа, запечатленного святым Андреем, есть любовь, единение и жертва – вот чему учит нас икона Троицы.
Наступает праздник Святой Троицы – главный праздник нашей обители. Хочется восславить Господа радостным богослужебным возгласом: «Слава Святей, Единосущней, Животворящей и Нераздельней Троице всегда, ныне и присно и во веки веков».
Священник Валерий Духанин
Просмотр (11)