В неделю о расслабленном о духовной расслабленности

Воскресенье, 26.05.2024 20:47

Евангельский расслабленный 38 лет провел у купели возле Овечьих ворот, ожидая исцеления, и был избавлен от своего недуга Самим Спасителем. Он был обездвижен физически, мы же зачастую бываем обездвижены духовно. Как бороться с нежеланием молиться, ходить в храм, участвовать в таинствах?

– Во-первых, отличим духовную расслабленность от физического и душевного переутомления. Когда человек находится в нервном перенапряжении, долго работал в изматывающих условиях, то у него, конечно, не остается никаких внутренних сил для молитвенного правила. Даже если он заставит себя вычитывать правило, то его ум не сможет полноценно включиться в молитву – просто не будет душевных сил. Потому так важно всегда контролировать себя: оставляем ли мы в своей жизни место для общения с Богом или трудимся на износ для бесконечного заработка, после чего уже не до молитвы? Иными словами, человек грешит не только бездельем, но и погружением с головой в мирскую суету и работу, не оставляя полноценного времени для вечного спасения души.

Во-вторых, бывает индифферентность к вере, теплохладность. Такой человек духовно спит и безразличен к своему спасению. Интересуется только тем, что видит, удовлетворяется тем, что можно телесно почувствовать. Он вроде бы и признает, что Бог есть, но «где-то там, далеко, а я сам по себе». Евангелие, молитва, богослужение, Таинства – всё это для него неактуально. Давайте подумаем: человек только тогда спешит к врачу, когда остро чувствует боль. Допустим, заболел зуб. Хочешь не хочешь, но станешь лечиться. Беда в том, что многие наши душевные недуги скрыты от взора, точнее, мы сами стремимся скрыть их от себя – у нас вроде бы всё в порядке, и молиться, ходить в храм, участвовать в Таинствах как бы необязательно. Но это самообман. Бог попускает в таких ситуациях сильные скорби, жизненные потрясения, чтобы пробудить человека, обнажить его сердце, вызвать в нем жажду духовного.

В-третьих, бывает особый вид искушения, то, что преподобный Иоанн Лествичник называл нечувствием души или омертвением чувств. Человека, ранее духовно подвизавшегося, охватывает лень, и он не ощущает в себе внутреннего горения веры. В святоотеческих описаниях страстей особое место занимает уныние, и оно характеризуется как «леность ко всякому доброму делу, в особенности к молитве». Уныние – это внутренняя апатия, безжизненность, нерадение. Оно происходит от потери надежды на Бога и от пассивности жизни. Унывающий человек замыкается на себе, на переживании своей «печали», думает, кто как его обидел, и от этого лишь больше расслабляется. Замкнувшийся на себе непременно будет угасать, тогда как забывший о себе и открывший себя другим, обретает простор и радость сердца. Есть такая удивительная взаимосвязь – теплое отношение к ближним делает и молитву теплой. Немилосердие или равнодушие к ближним влечет за собой сухость и мертвость молитвы.

Еще, Святые Отцы говорят о необходимости правильно организовывать время. Если ты не выделяешь определенного времени для молитвы, ждешь, когда душа сама захочет молиться, то этак можно навсегда расстаться с духовной жизнью. Наше естество грехолюбиво, оно требует понуждения к духовному. Вот как в притче про философа Сократа. Однажды он шел вместе с учениками, а навстречу показалась гетера, которая сказала: «Сократ, ты слывешь мудрецом и пользуешься у своих учеников уважением. А хочешь, я скажу одно слово, и они тут же побегут за мной?» Сократ ответил: «В этом нет ничего удивительного. Ты зовешь их вниз, а для этого не нужно никаких усилий. Я же призываю их к возвышенному, а это требует большого труда». Духовный плод достигается путем огромных усилий и работы над собой. Зато такому человеку помогает и Бог Своей благодатью.

Можно привести и такое сравнение. Представим, что какой-то юноша полюбил девушку. Какое вдохновение рождается при этом, какой источник сил появляется внутри! Разве тут может быть лень? Любящий всеми своими мыслями пребывает с любимым и готов идти ради него на всё! Значит, лень – в каком-то смысле субъективное ощущение, она не безусловна. Ради любви к кому-то человек способен менять себя, преодолевать свои несовершенства. Так и в духовной жизни: нетрудно читать Евангелие, молиться, ходить в храм, если ты имеешь пусть и малое, но живое отношение к Богу, к близким людям, которых любишь и о которых молишься.

Один лаврский старец как-то сказал, что вот уже 70 лет он ежедневно читает Евангелие, и ему это не только не надоело, но, читая знакомые строки, он находит в них все более и более глубокий смысл. Потому что для него Евангелие, как молитва и храмовое богослужение, это непосредственное соприкосновение с Богом. А разве в присутствии Господа ты будешь лениться? Духовная жизнь – это всегда поиск, поиск того, что оживляет сердце, пробуждает душу, помогает по-новому смотреть на жизнь.

Но как быть, когда кажется, что сил нет никаких? Есть вот такой девиз: «Если не можешь бежать к цели, иди к ней. Если не можешь идти, ползи. Если не можешь ползти, то, по крайней мере, ляг в ее направлении. Обозначь хотя бы сам вектор твоего стремления и проси Бога дать тебе силы». Всегда есть то, за что можно зацепиться, чтобы спасать свою душу. Не можешь сделать доброе дело, скажи ближнему доброе слово. Нет сил говорить, хотя бы просто подумай доброе. И молись Господу – о себе, о ближних, о врагах, вообще о всех, чтобы все спаслись. И это уже продвижение вперед.

 

Священник Валерий Духанин

Просмотр (30)