Иной раз можно слышать, якобы язычество давало людям более естественную жизнь, более высоко ценило человека, тогда как христианство сковывало чрезмерной аскезой, как бы уничижая достоинство людей. Попробуем выяснить, как же на самом деле относилось к человеку язычество. И в этой связи станет понятно, что христианство принесло в мир.
Прежде всего, отметим, что если бы у нас до сих пор оставалось язычество, то многие из нас просто не смогли бы выжить. Вспомним «Повесть временных лет», как после победы над ятвягами решили принести жертву богам. Жребий пал на юношу Иоанна, сына варяга-христианина Феодора. «Отдай нам твоего сына, мы его зарежем в жертву богам», – эта фраза могла быть обращена к любому из нас, оставайся на Руси язычество. Каждая мало-мальски значимая победа или, наоборот, общественные бедствия требовали человеческих жертв перед бездушными истуканами. Ценность жизни в язычестве была крайне низкой.
Отношение к детям в язычестве совершенно иное, чем в христианстве. Сохранилось греческое письмо от I в. до Р.Х., где муж пишет жене: «Если родится мальчик, оставь его, а если девочка, – выкини». Никаких детских домов античность не знала, обычно ненужных детей оставляли на произвол судьбы. Более того, во многих языческих племенах детей приносили в жертву богам.
Только христианство обратило внимание на особую ценность ребенка. «Смотрите, – сказал Спаситель, – не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного» (Мф. 18: 10). Не смотря на внешнюю малость ребенка, ему уже даны от Бога те или иные дарования, которые предстоит раскрыть. Детская душа не имеет двойного дна, дети более искренни и открыты. Поэтому сказано: «Если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное» (Мф. 18: 3).
Каким было отношение в язычестве к женщине? Жена рассматривалась как собственность мужа. До самых последних веков в Индии сохранялся ритуал сати – сжигание вдовы на погребальном костре мужа. Индуистские брахманы восхваляли сати как долг честной женщины и акт священного почтения к мужу. Этот зверский обычай прекратился во многом благодаря христианской проповеди. В частности, известный христианский миссионер, просвещавший язычников Индии, Уильям Кэри, когда увидел самосожжение вдов, а еще бросание младенцев в Бенгальский залив, то всего себя посвятил борьбе с этим варварством и в конце концов добился успеха.
Отметим, что наше славянское язычество не отличалось в этом смысле чем-то возвышенным. Согласно историческим данным, жены нередко отправлялись на тот свет вслед за почившими мужьями. Арабский историк и путешественник 10 века Аль-Масуди пишет о славянах: «Когда умирает муж, сжигается с ним жена его, а она – живая». Есть сведения, что иногда вдова добровольно устраивала виселицу над телом почившего, удушалась, а затем ее сжигали с мужем. Язычество – это мир, не знающий жалости. Когда умирал человек богатый и знатный, то с ним добровольно обрекал себя на смерть кто-то из прислуживавших ему мальчиков или девушек. Если покойный был холостым, могли устроить посмертный брак, для чего одна из девиц проходила целую серию обрядов, вступала в интимные отношения с родственниками почившего прямо возле его трупа, а затем ее тут же и убивали. И так было, пока Русь не крестилась при князе Владимире.
Ничего высокого в язычестве не было. И достоинство человека там никто особо не ценил. Кровопролития, разврат, самые низменные страсти. Мир задумался над своим нравственным преображением только с принятием христианства. Лишь христианство сказало, что человек – образ Божий, и значит, его душа, его жизнь выше всего, что имеется в нашем мире. «Какая польза человеку, если он приобретёт весь мир, а душе своей повредит?» (Мф. 16: 26), – говорил Спаситель.
Когда мы видим подобный контраст, становится ясно, где же подлинно ценится человек, а где к человеку отношение потребительское. Христианство изменило понимание человека как такового: человек призван к богоподобию, к вечной небесной жизни. И потому нельзя жить по подобию скотов. Надо побеждать в себе страсти, очищать свое сердце, относиться к ближним с милосердием и всей душой обращаться к Богу. Этому учит людей христианство. Дай Боже исполнять нам это в нашей жизни!
Священник Валерий Духанин
Просмотр (19)