Когда я учился в Московской духовной семинарии, то четыре года нес послушание в ризнице семинарского храма преподобного Иоанна Лествичника. Поэтому мне особенно дорог этот святой, день которого сегодня празднуется, и ближайшее воскресенье посвящено будет тоже ему. Фактически вся моя семинарская жизнь связана была с храмом святого Иоанна Лествичника.
Наш руководитель, отец Михаил (Борей), тогда еще молодой иеромонах (ныне архимандрит), не жалел сил, вырабатывая в нас навык не просто усердного, а какого-то сверхстремительного труда. Ты только что пылесосил пол в ризнице, а уже надо бежать в алтарь готовить облачения. Выполнил одно – сразу принимайся за другое. Лишние беседы не одобрялись. Мы раскатывали и скатывали ковры, что-то чистили, переносили. Постоянные уборки, подготовка храма к праздникам, приготовление облачений к службам, да собственно решение всех самых важных вопросов – именно ризничий открывал и закрывал храм и алтарь, контролировал наличие всего, что требовалось для службы.
Помню, как лазили по лесам вверх к самому куполу и чистили от пыли и копоти. И потом сами же эти леса разбирали, так как приставленный монтажник-высотник перестал появляться. Но почему-то такой труд приносил нам радость, и выполняли мы его с теплым юмором.
Однако больше всего мне запомнилась именно быстрота поручений отца Михаила и наша быстрота их выполнения. Каждое поручение выполнять требовалось молниеносно и без лишних рассуждений. Гонял нас отец Михаил немало. И вот за это я ему как раз благодарен. Потому что отец Михаил заложил в нас навык быстрого решения вопросов и приучил к порядку.
Был небольшой период, когда отец Михаил оставлял мне все ключи – от храма, ризницы и кладовки, и тогда я впервые почувствовал ответственность сразу за весь храм. Эта ответственность пугала, но по милости Божией всё прошло хорошо. А еще был период, – в самом начале, – когда я всё просил отца Михаила, чтобы он меня исповедовал – это было удобно, сразу здесь же исповедоваться, не отправляясь в лаврский храм и не выстаивая длинной очереди к кому-то из лаврских духовников. Отец Михаил поначалу снисходил ко мне, но затем по-доброму попросил ходить к кому-нибудь из более старших лаврских духовников. Тогда я пошел к архимандриту Илии (Рейзмиру).
Помню также, как летом дежурил по ночам, когда храм расписывали учащиеся иконописной школы. Бороться со сном было тяжело, тогда, помню, было уже не до шуток. Но отец Михаил строго завещал не спать, что я и старался свято выполнить. Я тогда впервые и с немалым удивлением узнал, что иконописцы любят работать по ночам, видимо, потому, что никто не отвлекает.
При всей строгости, отец Михаил относился к нам с пониманием и любовью. Уже тогда он подарил мне, юному семинаристу, священнический крест и тем самым напутствовал на будущее служение. Еще поделился частицами мощей некоторых святых – впоследствии я пожертвовал их храму блаженной Матроны Московской под Оренбургом. А еще подарил мне монашеские четки, и это укрепило мою расположенность к молитве Иисусовой. Конечно, монахом я не стал, но прохождение послушания под руководством иеромонаха несомненно оставило во мне след. Когда же по завершении учебы в академии я венчался со своей супругой, то Венчание наше состоялось именно там, в храме преподобного Иоанна Лествичника.
Книгу «Лествицу» я прочитал с огромным интересом уже в первый год обучения в семинарии, но понял далеко не всё. Спустя несколько лет прочитал опять, и на этот раз удивился, заметив для себя, что многое из непонятого ранее теперь прояснилось. С тех пор время от времени я возвращаюсь к «Лествице», чтобы черпать оттуда духовное назидание, и каждый раз нахожу в этой книге для себя что-то новое.
Вот сколько всего связано у меня со святым Иоанном Лествичником и с посвященным ему семинарским храмом. Преподобне отче наш Иоанне, моли Бога о нас!
Священник Валерий Духанин
Просмотр (0)