9 января 2024 года, на 80-м году жизни, отошел ко Господу насельник Свято-Троицкой Сергиевой лавры, один из опытнейших духовников наших дней – архимандрит Илия (Рейзмир) (в миру Николай Никитович Рейзмир). Архимандрит Илия был насельником лавры на протяжении 55 лет, более 20 лет (до 10 июня 2020 года) он исполнял послушание старшего смотрителя Патриарших покоев.
Также архимандрит Илия (Рейзмир) был известным проповедником и автором богословских трудов.
17 февраля минуло 40 дней со дня его христианской кончины. Один из духовных чад архимандрита Илии, священник Валерий Духанин, делится воспоминаниями о своем духовном отце.
К батюшке приводили даже разорившихся банкиров. Разумеется, восполнить их потерянный капитал отец Илия был не в состоянии. Но он восполнял утрату капитала богатством духовным, и люди получали утешение, которого не обретали в миру.
Помню, он рассказывал про одного такого предпринимателя, который взял ради дела многомиллионный кредит, поехал на своем автомобиле, по пути его остановили для проверки документов, попросили пройти на пункт ГИБДД, а когда он вернулся, то увидел, что стекло его иномарки разбито, и портфеля с деньгами нет. Несчастный хотел свести счеты с жизнью. Его, больного, убитого горем, привезли в лавру к отцу Илии. Батюшка от самого сердца сказал: «Душа человека дороже всех сокровищ мира. Ничего не делай с собой». Он повел его к преподобному Сергию, вместе с ним молился, исповедал его. Душа человека оттаяла. Подобных случаев было много.
Близкий мой знакомый, Сергей, рассказывал, как благодаря батюшке совершилось маленькое чудо. В 2009-м году он был студентом семинарии. Проживавший с ним приятель-украинец, отправляясь на зимние каникулы, в спешке не успел занести нужную справку для продления регистрации. Попросил Сергея и уехал. А Сергей за суетой вовремя не занес, сроки были нарушены, и на товарища-украинца наложили штраф. Товарищ рассердился: «Вот, из-за тебя мне теперь платить». А тут как раз наступило Рождество Христово, все ходили славить Христа и старались посетить отца Илию в Патриарших покоях. Он всех принимал с щедростью и любовью. У Сергея по причине конфликта настроение было пониженным. Друзья звали его: «Пойдем к отцу Илии, споем колядки». «Да не хочу я и не умею петь эти колядки». Но его почти силой поволокли с собой. Отец Илия, радостно улыбаясь, всех принял. Друзья Сергея пели колядки, сам Сергей скромно стоял в стороне. А после славления отец Илия всех наделил подарками: каждому книжечка, шоколадка, небольшая сумма денег в конверте, и вдруг Сергею дает ровно ту сумму, которая нужна была для покрытия штрафа товарищу. Сергей обомлел. Так к нему вернулось вдохновение и радость от явной милости Божией.
Потом настал период (кажется, это было связано с напряженностью отношений России с Украины после 2014 года), когда средства стали оскудевать. А люди всё шли. Отец Илия со скорбью говорил: «Ты знаешь, приходят люди, а денег-то теперь совсем почти нет». Помню, при мне приходил пожилой человек и просил денег на операцию, сказал, что долго трудился при академии. Я узнал его, он не обманывал. Отец Илия сказал: «Ой, даже не знаю. Хотя, кажись, кто-то пожертвовал в иностранной валюте. Сейчас посмотрю». Он принес, отдал последнее, сказал: «Пойди обменяй, хватит тебе?» Тот, радостный, ушел от батюшки.
При этом сам батюшка не замечал за собой подобной добродетели. Это было его привычное отношение к людям. Но если кто-то это начинал специально подмечать, он огорчался. В 2014-м году, поскольку это был юбилейный год – 700-летие со дня рождения преподобного Сергия Радонежского, – готовились разные документальные фильмы, в том числе на федеральных телеканалах. Ко мне приезжали брать интервью. Задавали вопросы не только о преподобном Сергии, но и о том, как духовное наследие аввы Сергия продолжает жить в наше время в лице современных монахов лавры. Я рассказал об отце Илии, упомянул и его милосердие. Насколько я знаю, репортеры приезжали и в саму лавру.
Проходит время, и вдруг отец Илия мне говорит:
– Ты знаешь, что случилось. Вышла передача, где сказали, что я всем раздаю деньги, кто ни попросит, еще там сказали, будто бы я исцеляю, и что будто бы я прозорливый. Теперь стали приходить люди, ищут меня, и все чего-то требуют.
Разумеется, отец Илия не приписывал себе никакой чудотворной силы. Он ссылался на действие таинств Соборования и Святого Причащения. Говорил, что для Бога нет невозможного, и если человек с искренней душой приступает к таинствам, Господь может подать ему всё необходимое, разрешить все его беды.
Еще скажу, что связь отца Илии со Святой Землей была постоянна (как я понимаю, эта связь установилась в 2000-е годы). Ему привозили елей от лампад из той самой пещеры Гроба Господня, где Спаситель воскрес. Святой елей разливался в маленькие пузырьки, которые отец Илия щедро раздавал всем. Священникам он давал особенно много, чтобы они раздавали прихожанам. И вообще, он одаривал святым маслом всех приходивших к нему.
Батюшка рассказывал про два случая исцеления этим святым елеем. Один человек в Подмосковье страдал катарактой. Он закапал святое масло в оба глаза, хотя вообще так делать не положено, и достаточно было помазать святым елеем веки. Никакой катаракты после этого не было. У другого был рак, уже пошли метастазы, он от отчаяния выпил весь пузырек святого елея, и болезнь прошла.
Каким я запомнил отца Илию
Его отличали простота и непосредственность. Вот как об этом писал преподобный Паисий Святогорец, вспоминая прежних отцов, и я его слова уже цитировал. В отце Илии очень чувствовалось духовно-практическое направление. Никакой мечтательности или отвлеченного философствования.
Всё было связано непосредственно с жизнью.
Само его послушание в Патриарших покоях – все эти ремонты, уборки, подготовки к встречам и праздникам, приемы официальных гостей – могло бы поставить крест на духовничестве. А он жил так, как будто не было никаких лишних нагрузок. Потому что там, где человек всецело доверился Богу, любое послушание или работа становятся тоже служением Богу. И это приносит радость и мир душе.
Отца Илию часто назначали проповедовать в храмах лавры. Он готовился тщательно. А когда проповедовал, то, по словам братии, был как колокол благовествующий. Слово его было очень выразительно, в храме его слышали все. Речь батюшки имела свой неповторимый колорит, с мягким, певучим украинским акцентом. Проповеди его изданы в нескольких томах, там – духовные наставления батюшки.
Начиная с раннего братского молебна, отец Илия был на монастырских службах. Людей же исповедовал, казалось, постоянно. На всенощных и после всенощных, перед ранними и поздними литургиями, когда его ставили в расписание и когда чада просто шли к нему на Исповедь в Патриаршие покои. Когда же он всё успевал? Лишь со временем я понял, что всё это совершалось лишь при помощи благодати Божией.
Великой радостью для меня было принести для батюшки воды во время Исповеди. Он мог исповедовать в храме до самой полуночи, а не было возможности попить воды. Как сейчас помню, он просит сходить в покои и принести ему литровую банку теплой воды. Именно теплой, потому что батюшка был склонен к простудам.
Мое духовное сближение с батюшкой совершалось постепенно. Но именно через отца Илию, как я уже сказал, Господь подавал мне духовную свободу.
Помню, как батюшка пригласил меня, еще семинариста, помогать готовиться к празднику преподобного Сергия. Отец Илия трудился на равных вместе со всеми. Вместе мы что-то носили, передвигали, расставляли столы, накрывали. Потом помогали в самый день праздника, когда на трапезу с Патриархом собрались десятки архиереев. Активность батюшки была потрясающая. Активность, совмещенная с личным смирением.
Его имя часто путали те, кто его мало знал. Вместо «отец Илия» произносили «отец Илий». На проходную лавры приходили письма, обращенные к нашему батюшке, но подписанные отцу Илию. И батюшка, улыбаясь, в шутку говорил: «Отсылайте в Переделкино!» На самом же деле, не отвергал никого.
После окончания духовной академии меня направили в Оренбург, но пребывание там не сложилось, и я вернулся. Отец Илия благословил мне остаться здесь же, в близкой взаимосвязи с обителью Преподобного Сергия. Это стало ключевым решением, которое помогло мне найти свой путь служения Богу, хотя Оренбургский архиерей, да и ректор академии того времени были крайне недовольны. Именно благословением духовника удалось миновать все напасти.
Некоторое время я трудился на радио «Радонеж» и с огромной радостью приходил записывать отца Илию. Для меня это была прекрасная возможность побыть с ним рядом, послушать его. Затаив дыхание, я слушал не только его проповеди, но и рассказы о его жизненном пути. Для меня это имело огромное значение.
Я стал писать книги. Как-то батюшка, находясь на лечении, взял с собой мою книгу «Сокровенный мир Православия». Он позвонил мне оттуда, он прочитал, потому что было свободное время, а в книге, к слову, 530 страниц. Для меня это стало величайшей честью. «Спаси тебя Господь, – говорил он, – что ты написал эту книгу». С тех пор он заказывал мои книги целыми сотнями, дарил приходившим к нему, дарил также мою брошюру «Новые чудеса преподобного Сергия». Потому что святой Сергий Радонежский, и в наши дни являющий свою помощь, связывал всех нас воедино.
Еще для меня величайшей честью было, когда отец Илия вдруг звонил мне сам. Иногда он даже по-дружески делился: «Ой, ты не представляешь, как я устал». Быстро рассказывал про текущие дела. И достаточно быстро заканчивал телефонный разговор. Он ведь всегда был чем-то занят и не любил отдыхать. И даже теперь я как будто жду от него звонка и время от времени думаю, что ведь должен же батюшка выйти на связь.
Со временем я стал понимать, почему Господь привел меня именно к нему. Были духовники закрытые или чрезмерно строгие. К ним трудно было подступиться. Отец Илия никого не отвергал. Он был также открыт для публичных бесед и давал интервью. Если бы у меня был другой духовник, то понял ли бы он меня в моем служении?.. А отец Илия соглашался на запись его бесед.
Что еще я помню о батюшке? Помню, например, как он угощал нас в Патриарших покоях, сам наливал нам суп, накладывал в тарелку гречневую кашу или картошку с рыбной котлетой, кормил вкусной монастырской трапезой. Подумать только: нас принимали в Патриарших покоях! И таков был не я один. Многие чада батюшки там побывали. В самом простом, человеческом, нам открывалось нечто высокое.
Еще помню, как он с доброй улыбкой смотрел. Мы приходили к нему с тремя нашими маленькими детьми. Он с радостью встречал и громко восклицал: «Это кто такие?» Каждого расспрашивал. Улыбка не сходила с лица батюшки. Ему особенно нравилось, что все трое у нас были светловолосые. Ваня вообще долго был белый-белый. Батюшка каждого гладил по голове и вспоминал записанное диаконом Павлом Алеппским путешествие Антиохийского Патриарха Макария в Россию. Когда они проезжали по Малороссии, то навстречу выходили целыми семьями, детей было много-много, и почти все светловолосые. Отец Илия всегда радовался детям.
Бывало, супруга моя жаловалась, сколько проблем с маленькими детьми. А он говорил: «Где дети, там Рай. Надо радоваться, что у вас дети».
Когда я его спрашивал, как правильно воспитывать детей, он отвечал:
– Надо, чтобы дети видели, что родители молятся, чтобы это было у детей перед глазами. Дома должна быть живая молитва Богу. Тогда это и на них будет влиять с раннего возраста.
Духовный же кризис, со слов батюшки, наступал, когда не хочется идти в храм.
Еще помню, как он советовал читать Евангелие как можно чаще.
– Вот пойдешь прогуляться, возьми с собой Новый Завет и с ходу прочитай, например, Евангелие от Марка.
Евангелие от Марка – самое небольшое по объему. Когда прочитываешь за один раз священную книгу, то внутри возникает цельное восприятие этой книги. Хотя, конечно, всё должно быть по силам.
Отец Илия говорил, что не нужно держать в себе мучающие тебя помыслы, их надо исповедовать, раскрывать. Иногда можно раскрыться даже просто близкому человеку, которому доверяешь, и уже будет облегчение.
В лавре чада батюшки заметили, что каждый думает: вот, меня-то батюшка как любил. Каждый думает, что его батюшка как-то особенно любил. Потому что отец Илия, и правда, каждого принимал как самого дорогого. Иногда может у нас, по немощи, закрасться мысль, что духовники нас любят потому, что мы такие хорошие. А на самом деле, духовники любят потому, что у них сердце любящее, и их любовь, не растрачиваясь, обнимает всех чад.
Батюшка не покинул нас
И вот, наш дорогой духовник расстался с миром земным. Но, удивительно, сердце почему-то говорит, что батюшка стал к нам еще ближе. Здесь, на земле, у нас бывает недосказанность, и встречи наши кратковременны. Но те, кого Господь взял на Небеса, пребывают в Божией любви, и, будучи причастниками Божией любви, они видят нас, наши сердечные чаяния. И, значит, они не оставят нас.
Бог дал нам великое утешение: отца Илию похоронили в лавре, рядом с отцом Кириллом. Отец Илия не раз говорил об отце Кирилле, его любви, доброте и милосердии. Сам отец Илия старался идти тем же самым путем. И вот, он покоится рядом с отцом Кириллом.
По молитвам наших духовных отцов, да управит Господь и нашу жизнь во спасение!
Просмотр (25)