Мир магических лжеучений весьма разнообразен. Там, например, есть «заговоры на рассорку» – чтобы рассорить кого-то, а есть «шепоток на примирение». Вроде как пошепчешь над водой, причем рекомендуют негазированную воду, – и душевные отношения сами собой восстановятся. А если над газированной, говорят они, – то и отношения будут бурлить. И люди во всё это верят. Но и без этих смешных ритуалов есть много странных обычаев и как бы обрядов, которые выполняют, чтобы избежать ссоры.
Например, если один наступил другому на ногу, то рекомендуют скорее попросить другого наступить на ногу в ответ, иначе каким-то мистическим образом между вами случится ссора. Не хочешь поссориться – наступи в ответ, или переступи, как еще иногда советуют.
Также говорят, что если двое идут вместе, нельзя обходить какой-то предмет с двух сторон, а надо только с одной, чтобы опять-таки, не поссориться. Если вы пожимаете своему другу руку через порог, то это, говорят, непременно приведет к разрыву дружбы. Отталкиваясь от этого суеверия, многие христиане боятся взять благословение у батюшки через порог, видимо, чтобы не поссориться с батюшкой.
На самом деле, у каждого поверья есть своя предыстория. По одной из версий, суеверный обычай переступить ногу ведет в глубокую древность. Люди жили племенами, охотились за дичью, и если кому-то во время охоты наступали на ногу, то тем самым ему как бы препятствовали, преграждали дорогу и, значит, лишали на охоте удачи. Из-за этого мог возникнуть конфликт и чтобы избежать неприятности, виновник предлагал пострадавшему сделать то же с его ногой. Таким образом, ситуация разрешалась и оба спокойно продолжали свою охоту.
Что же касается страха здороваться через порог, то это уходит в те же незапамятные языческие времена, когда над порогом вешали всякие обереги, а под порог, – даже и такое бывало, – закапывали прах почивших родных. Тогда считалось, что дом под защитой духов предков, а заодно и под защитой разных оберегов. Когда приходили люди, то своих пускали в дом, с чужими разговаривали за порогом, а сам порог рассматривался как некая священная граница, на которой застревать не следовало. Но эти языческие обычаи к нам, христианам, не имеют никакого отношения.
Ссоры наступают не от того, что вы пожали руку не там, где положено, а от того, что в беседе каждый слышит только себя, гнет только свою линию. Если у тебя склочный характер и в беседе ты говоришь всё вопреки другому, то не сможешь сохранить дружбу, даже если ни разу не наступил ему на ногу. Если ты наговариваешь на друга за его спиной, то непременно порушишь дружбу, даже если встречающиеся предметы вы обходите с одной стороны. Дружбу возможно сохранить не за счет свято исполненных суеверных обычаев, а за счет искреннего и открытого отношения к ближнему.
В Евангелии упоминается одно из чудес Спасителя – исцеление расслабленного по вере его друзей. Парализованного принесли четверо близких ему товарищей. А поскольку пройти через двери в дом, где находился Христос, по причине многолюдства было невозможно, то они забрались на крышу, разобрали кровлю и оттуда спустили больного к Спасителю. Их поступок вообще не вписывался ни в какие обычаи, не соответствовал никаким поверьям и даже элементарным правилам приличия. Но любовь к другу была настолько велика, что Господь совершил чудо. Как мы читаем в Евангелии, «Иисус, видя веру их, говорит расслабленному: чадо! прощаются тебе грехи твои» (Мк. 2: 5). Христос простил грехи больному по вере его друзей, а затем, в подтверждение Своих слов, исцелил расслабленного.
И это значит, что для сохранения дружбы нам нужны не суеверные ритуалы, а жертвенное отношение к ближнему, сострадание в бедах и искренняя молитва друг за друга. Спаситель, видя подобное отношение к ближнему, благословит и защитит нас от бед. Дай Бог всем нам относиться к друзьям подобным образом, как это описано в евангельском чуде о расслабленном и сторониться бесполезных суеверий. Всего вам доброго!
Священник Валерий Духанин
Просмотр (18)