Всё, что происходит с человеком, ищущим особой силы в оккультизме, давно известно. Целительство, ясновидение, прорицания, контакты с невидимыми духами – всё это означает, что с душой оккультиста произошла одна страшная перемена. Причем сам оккультист не понимает сути перемены. В христианской аскетической традиции на основании многих печальных опытов выработалось такое понятие – прелесть. От впадения в это страшное состояние предостерегали Святые Отцы.
Прелесть, то есть лесть, обман в наивысшей степени – это духовная болезнь, самообман и иллюзия. Прельщенный человек убежден в своей особой избранности, якобы он особенно одарен, наделен способностями, которых нет у других и что именно он как бы предназначен свыше, чтобы влиять на мир и спасать всех вокруг. На этом построен весь оккультизм, экстрасенсорика – поиск скрытых способностей, развитие в себе сверхъестественных сил. Гордый человек опьянен самим собой. А дьявол владеет гордыми как своими рабами. Падший дух легко обольстит такого человека, подбросив ему как бы экстрасенсорные дарования.
Преподобный Силуан Афонский рассказывал про искушение, случившееся в начале его духовного пути. Однажды ночью келья наполнилась странным светом. Этот свет, словно рентген, просветил его тело так, что он увидел свои внутренности. При этом чей-то голос сказал: «Прими, это благодать». Оккультисты всегда с радостью принимают подобное состояние, они бы сказали, что так открылся «третий глаз» – экстрасенс сканирует своим взглядом организм другого человека и как будто что-то там видит. Преподобный Силуан почувствовал страшное смущение и понял, что это не от Бога. Ради его смирения и покаянной молитвы Господь освободил его от искушения. А ведь экстрасенсы с открытыми объятиями ищут именно таких состояний.
Прелесть – это сочетание собственной гордости и демонического внушения. Прельщенный человек не замечает своих грехов, не признает своих ошибок, он самоубежден и самоуверен, а дьявол легко подбрасывает ему имитацию совершенства. И тогда гордый человек оказывается опьянен как бы сверхъестественными способностями. Это верный путь к гибели.
Классический пример обольщения описан в Киево-Печерском патерике в житии преподобного Никиты. Он совсем юным поступил в монастырь, захотел получить благодатные дарования, особенно искал дар чудотворения, и ради этого решил уйти в затвор. Игумен его долго вразумлял и останавливал. Но Никита самовольно затворился. Скоро ему показалось, как будто кто-то молится рядом с ним, а в воздухе разлилось благоухание. Это было вражье обольщение. Бес явился ему в виде ангела и сказал: «Ты не молись, а только читай книги и наставляй людей, а я буду молиться вместо тебя». И тут же у Никиты появился дар провидения. Он велел сообщить князю Изяславу, чтобы тот скорее послал своего сына на престол в Новгород, потому что князь Глеб Святославич убит. Всё так и оказалось. Бес открывал Никите то, что делал сам или чему учил злых людей – убийства, кражи и прочие преступления. Люди валом пошли к Никите ради его ясновидения.
Но монахи заметили, что Никита совсем не молится, при этом наизусть знает Ветхий Завет, а вот Новый Завет, где говорится о Христе Спасителе, на дух не переносит. Монастырские старцы стали соборно молиться о Никите. И после соборной молитвы Богу от Никиты бес отступил, а вместе с уходом беса исчезли экстрасенсорные способности. Ни ясновидения, ни пророчеств больше не было, а из Ветхого Завета он не помнил ни цитаты. Зато Никита, глубоко раскаявшись и смирившись, исцелился от прелести и дальше проводил уже духовно трезвенную жизнь.
Заметим, что упомянутые случаи завершились благополучно, потому что люди, – либо сами, либо их ближние, – распознали обольщение врага, обратились к Богу за исцелением, и так от прелести удалось освободиться. А оккультисты специально ищут подобных состояний и, когда дьявол подлавливает их, они застревают в прелести.
Итак, будем помнить, что дьявол заигрывает с теми, кто ищет тайных знаний и экстрасенсорных способностей. Всё начинается с мнения о себе – «хочу быть особенным, избранником, хочу иметь сверхъестественные дары», а заканчивается серьезным повреждением души. Христос говорил: «Берегитесь, чтобы кто не прельстил вас» (Мф. 24: 4). Лучше проводить простую смиренную жизнь и спасти свою душу для вечности, нежели жить гордыней, повредиться душой и стать пищей для ада. Дай Боже всем нам душевного здравия! Храни вас Господь!
священник Валерий Духанин
Просмотр (94)