Притча – зеркало духовных тайн. Притча – мудрое выражение Мудрости. Не напрасно Спаситель учил людей притчами. Зерно, вырастающее в колос, и птицы небесные, укрывающиеся в ветвях дерева, сеятель, сеющий семена, и рыбная ловля – всё в устах Господа оживало, чтобы живить наши мертвые души.
Но и ныне Господь продолжает беседовать с нами притчами. Свое поучение преподает Он нам в событиях из нашей же жизни. Эти притчи – живые истории, которые Божиим Промыслом пишутся на страницах нашей жизни, в окружающей нас обыденности. Иная такая притча-быль дается Господом только однажды, но оставляет след на всю жизнь.
Смиренно ютится на востоке старого Иерусалима гора, которая не спорит с прочими горами земли ни высотой, ни крутыми склонами. Горы Святой Земли не смотрят гордо из-под небес заснеженными вершинами и не манят жаждущих испытать свои силы в покорении неприступных склонов. Горы Святой Земли Господь избрал для другого – явить тайну Своего Преображения, равно как и тайну Гефсиманского моления Своего, явить с горы Свой славный вход в Иерусалим и с той же самой горы явить Свой вход в Иерусалим Небесный. Именно с Елеонской горы Господь наш вознесся на Небо.
На самой вершине Елеона – «Русская свеча». Так называют колокольню Русского Спасо-Вознесенского женского монастыря. Над всеми окрестностями Иерусалима смиренно высится свеча русской обители, указывая на Небо как на главное чаяние наших сердец.
По преданию, здесь находилась Божия Матерь во время вознесения Своего Сына. Здесь дважды обретали главу святого Иоанна Крестителя. А еще здесь прославилось духовным подвигом множество верных Богу людей.
Когда я жил на Елеонской горе (был такой небольшой период в моей жизни – меня, больного и страждущего, милостиво приютили в Спасо-Вознесенской обители), то познакомился с монахиней Рафаилой (Абу-Лель). Она отошла в мир иной в 2021 году. И можно по праву сказать, что была она человеком святым.
Она родилась в арабской семье в Палестине. В монастырь пришла тринадцатилетней отроковицей. Это было в 1954 году. Арабов-христиан расположила к себе знаменитая игумения матушка Тамара – правнучка императора Николая I, дочь Великого князя Константина Константиновича Романова (придворного поэта «К.Р.»). Матушка Тамара принимала на воспитание в монастырь арабских христианских девочек. Будущей монахине Рафаиле настолько здесь понравилось, что она решила никуда отсюда не уходить.
С юных лет проходила она школу послушания. Вместе с другими сестрами пела на клиросе, читала во время службы, готовила на трапезе, занималась сбором маслин, ухаживала в больнице за немощными, убирала монастырь от мусора, который кидали через забор соседи-мусульмане. Ни водопровода, ни канализации в те времена не было. На неделю каждой сестре выдавали два ведра воды – одно для питья, другое на хозяйственные нужды. Но в таких вроде бы тяжких условиях созидался костяк духовно крепких сестер Русского Елеона.
Как-то она увидела, что игумения (в то время была матушка Феодосия) сидит на стульчике у собора вся в печали. Оказалось, некому пономарить: кто болел, кто был занят, кто не мог. Мать Рафаила утешила матушку и попросила благословения, чтобы впредь пономарить ей. И с тех пор почти 40 лет вплоть до самой кончины своей она неустанно пономарила в Спасо-Вознесенском соборе обители. А устав богослужения – могу подтвердить – знала она на зубок, разбираясь в самых замысловатых тонкостях храмового служения.
Она говорила, что послушание всегда должно подкрепляться молитвой. Молитва придает духовных сил, и тогда весь труд освящается. Со слов матери Рафаилы, именно молитва Иисусова и молитва «Богородице Дево, радуйся» помогли ей освоить вышивание. Мало кто знает, что мощи преподобного Саввы Освященного, когда католики вернули их Иерусалимской Церкви в 1965 году, облачены были в пошитое монахиней Рафаилой облачение. Она же вышила голубой оклад для знаменитой чудотворной Монреальской Иверской иконы Божией Матери.
Еще добавлю, что в обители мать Рафаилу звали «миротворицей» – она примиряла впавших в искушение раздора. Добрая, молитвенная и рассудительная – она оставалась неизменным примером для младших сестер. Когда ей предложили стать игуменией, она отказалась. Впрочем, на нее возложили редкое послушание наместницы – руководить обителью в отсутствие игумении. И потому ей благословили носить на груди наперсный крест, как это полагается игумении.
Так вот, с самого детства и через всю свою жизнь мать Рафаила пронесла одну историю, случившуюся с ее отцом. История внешне очень простая, как простой была и жизнь людей того времени.
Отец ее много трудился. Каждый год заготавливали зерно. Однажды, выполнив положенную работу, отец с товарищами сели попить чай. Они оживленно беседовали, что-то обсуждали, а над зерном кружилась оса. Но что это? Может быть, показалось? Оса обхватила лапками зернышко и вместе с ним улетела. Этому не придали значения. Но оса вернулась, пред удивленным взором крестьян вновь обхватила зернышко и медленно полетела. Компания отдыхавших тружеников ранее не видела ничего подобного. И такое поведение осы вряд ли кто мог объяснить. Когда оса вновь появилась и, бережно обхватив зернышко, полетела, все решили пойти за ней и посмотреть.
Оказалось, оса приносила зернышки слепой птичке, сидевшей неподалеку на дереве, и эта птичка аккуратно склевывала их. Все были потрясены увиденным. Всем присутствовавшим стало очевидно, что так посредством какой-то осы, которая нас только жалит и кажется совершенно бесполезной, заботу о птичке проявлял Сам Бог.
Этот случай стал для видевших сие своего рода откровением. Господь Бог заботится о маленькой, потерявшей зрение птице! Но разве не об этом вещает Евангелие? «Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадет на землю без воли Отца вашего» (Мф. 10: 29). Ибо Господь наш милосерд и любит Свое творение.
Как сказано в Псалтири: «Человеки и скоты спасеши Господи. Яко умножил еси милость Твою, Боже» (Пс. 35: 7–8). И о не имеющих разума существах есть у Творца Свое непонятное нам попечение.
В Евангелии еще добавлено: «У вас же и волосы на голове все сочтены; не бойтесь же: вы лучше многих малых птиц» (Мф. 10: 30–31). Собственно, и сам этот случай с заботливой осой и слепой птичкой Бог устроил ради нашего вразумления. Вспомним еще, что говорил наш Господь: «Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их?» (Мф. 6: 26). Какие удивительные слова – Бог назван нашим Отцом. Он питает птиц, ибо Он – их премудрый Создатель, о нас же заботится как о детях Своих.
Чему же Господь хочет научить нас этой наглядной притчей об осе и слепой птице? Тому, что у Бога никто не забыт и посреди наших немощей мы не оставлены Господом. Даже если тебе кажется, что всё обрушилось, якобы выхода нет, а сам ты ни к чему неспособен, – Господь найдет возможность помочь тебе. Главное, не забывай о любящем тебя Отце.
Оса нам кажется бесполезной. Меда не дает, а жалит больно. Но у Бога и осы занимают какое-то свое важное место. Ничто не сотворил Господь просто так. А если нужно, то Господь проявит заботу и через то, что казалось ненужным, бесполезным и бессмысленным.
Тайна – это то, что умом не объять, чему не дать объяснений своей скудной речью. Взглянув в необъятное звездное небо, чувствуешь восхищение, а прикоснувшись Божиему Промыслу, чувствуешь тайну. Действия Божии всегда есть тайна. Но когда эта тайна немного приоткрывается, на сердце становится тепло. И тогда ты понимаешь – Господь присутствует очень и очень близко.
Священник Валерий Духанин
Просмотр (37)