Давно замечено, что человек завороженно воспринимает всё, что касается сферы чудес и чудесного. Людей легко покоряют видимые образы, эффектные действия, чудеса. Умение вершить что-то из ряда вон выходящее рассматривается многими как признак подлинной силы и истины. К чему же может привести безрассудное доверие всему, что показалось чудом?
В истории западного христианства было одно весьма печальное событие. Оно нам известно как крестовый поход детей. В 1212 году во Франции недалеко от Парижа появился двенадцатилетний мальчик Стефан. Он вдохновенно проповедовал, что скоро Бог вернет Святой Град Иерусалим христианам.
Незадолго до этого мальчику повстречался таинственный путник, который рассказывал о Святой Земле и всевозможных чудесах, так что Стефан завороженно слушал, а затем путник неожиданно сказал, что он – Иисус Христос. Он велел Стефану возглавить небывалый доселе крестовый поход – детский, якобы для победы будет достаточно безгрешности детей и Божьего слова в устах их. В завершение встречи загадочный странник вручил отроку свиток – письмо королю Франции Филиппу II.
Мальчик, хотя и был воспитан в христианской традиции, не вспомнил слова Спасителя: «Берегитесь, чтобы кто не прельстил вас, ибо многие придут под именем Моим, и будут говорить: «Я Христос», и многих прельстят» (Мф. 24: 4–5). Стефан был настолько очарован, что загорелся идеей вести толпы детей и освободить Святой Град.
Король Франции отнесся к его проповеди прохладно. Но убежденная речь мальчика вызвала ажиотаж – дети сбегались к нему со всех дворов. Вскоре появились сподвижники, которых назвали «малыми пророками». Вслед за Стефаном они всюду вещали, что Бог вернет Святой град ради безгрешности и веры детей. Невероятно, но за Стефаном последовало «воинство» в 30 000 отроков. Самого Стефана превозносили как святого, всюду говорили, что он исцеляет хромых, слепых, бесноватых. Локоны его волос и кусочки одежды почитались как чудотворные.
Удивительно, в то же самое время всё это повторилось в Германии. Десятилетний мальчик Николай проповедовал, что видел в небе крест, а голос свыше велел ему собирать детей в поход. С собой Николай носил специально изготовленный крест и говорил, что одно прикосновение его к воде разделит море надвое, так что дети пройдут по сухому дну, подобно древним израильтянам, ведомым пророком Моисеем. За Николаем шло не менее 20 000 детей. И все также считали, что Николай исцеляет бесноватых и вершит всевозможные чудеса.
Но вот как только началось само шествие, чудеса как-то сразу иссякли. Превратности и лишения обрушились на головы детей, шедших без всякого снаряжения. Они умирали от голода, болезней, истощения. Многие замерзли при переходе через Альпы.
Когда ведомые Николаем пришли к Генуе, то дети, полные надежд, вступили в морские воды и начали молиться. Они пели гимны до хрипоты… Но Небо не вняло мольбам – воды не расступились. Это был крах. Часть детей осталась там в качестве прислуги. Часть продолжило путь, но с тем же печальным итогом. Часть пыталась вернуться. Большинство погибло в пути.
Детей же, ведомых Стефаном, ожидал тот же крах. Они вышли к Марселю, но море не расступилось и там. Зато появились двое дельцов, которые предложили семь кораблей, чтобы якобы переправить детей на Святую Землю. В плавании два корабля разбились о рифы. А пять причалили в Африке, где сердобольные владельцы заранее договорились продать детишек в рабство алжирским мусульманам. Вот так первые яркие чудеса, видения и исцеления завершились позором, гибелью и рабством.
Что же значит всё это? Если кто-то говорит тебе, что он призван Самим Иисусом Христом, что у него есть особые дарования, то беги от такого человека подальше. Доверие лжесвятым и лжеизбранникам всегда оканчивается трагедией, а вера в ложные чудеса влечет за собой жизненный крах. Доверие ложному чуду – это не просто ошибка, это всегда чья-то трагедия. Лучше вообще избегать чудес, нежели хотя бы раз довериться ложному чуду. Завершим словами апостола Петра: «Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить; противостойте ему твердою верой» (1 Пет. 5: 8). И всего доброго вам!
священник Валерий Духанин
Просмотр (43)