Поговорим о сглазе. Это весьма распространенное суеверие. Даже такой известный католический богослов, как Фома Аквинский, живший в 13 веке, верил в возможность сглаза. Он писал в своей «Сумме теологии», что душа старой женщины чаще бывает исполненной зла, отчего сам взгляд ее становится ядовитым и опасным, особенно для детей.
Что предполагает такое суеверие? Вот, кто-то похвалил твое дело, и если сразу после этого дело испортилось – значит, он тебя сглазил. Если ты ходил среди людей – на рынке, на площади – и сразу после этого заболел, значит, тебя там сглазили. Если твою фотографию увидел человек с дурным глазом, то от этого тебе станет плохо. Как же уберечься, когда ныне в соцсетях все выставляют свои фотографии? Оказывается, этот суеверный страх, что тебя сглазят, многих из нас затрагивает.
Но в Священной истории, на страницах Ветхого и Нового Завета мы не встретим, чтобы кто-то на кого-то посмотрел и после этого тот заболел или с ним случилось какое-то несчастье от чужого взгляда. В Псалтири сказано: «Грешник узрит и прогневается, зубы своими поскрежещет и растает: желание грешника погибнет» (Пс. 111:10). Даже если он смотрит на тебя, желая зла, желание грешника погибнет. Что такое дурной глаз грешника пред всевидящими очами Божиими, очами любви, обращенными с Небес ко всем нам? То есть, исключается сама возможность сглаза.
Вера в сглаз – это больше языческое представление. В древних шумерских текстах сказано, что бог Энлиль (языческий бог) накладывает «дурной глаз на сыновей верных людей», чтобы уничтожить их. А в одном древнем вавилонском заклинании описываются разрушения от сглаза: «Глаз злого человека — страшная змея. Поднял глаза к небу — не шел дождь. Поглядел на землю — трава не росла. Взглянул на быка — сломал ярмо… Взглянул на юношу — он потерял силы. Взглянул на девушку — она потеряла одежду». В этих описаниях фантазия просто зашкаливает. Так можно потонуть в страхах и мнительности. Но если бы зло так легко распространялось от взгляда, то мир давно бы сгорел от взаимных испепеляющих взглядов.
Не бойся, кто бы там на тебя злобно ни смотрел, кто бы что тебе ни сказал, даже если будет слать проклятья – Бог не попустит этому прикоснуться тебе. В Священном Писании сказано: «Как воробей вспорхнет, как ласточка улетит, так незаслуженное проклятие не сбудется» (Притч. 26:2). Чужая злоба имеет пределы. А Божия сила беспредельна. Мы – Божьи чада, а Бог хранит Своих чад. Как же дурной глаз причинит вред душе, если она обращена будет к всемогущему и любящему нас Богу?
Величайший из древнехристианских святых, преподобный Антоний Великий говорил: «Где знамение крестное, там изнемогает чародейство, бездейственно волшебство». На Кресте совершилось искупление грехов человеческих, и потому Крест Христов возвращает людям Божию благодать и прогоняет демонов. Выходишь из дома – перекрестись, а на себе всегда имей нательный крест, и никакой сглаз не прикоснется к тебе.
Ну а если будешь верить в сглаз, то диавол так и подстроит, что с тобой начнутся беды после того, как ты подумал, что вон та бабушка или та цыганка сглазили тебя. Когда свои беды мы связываем непременно с чьим-то взглядом, то начинаем думать злое о других людях. И так губим свою душу.
Господь наш Иисус Христос в Евангелии говорит, что наше спасение зависит не от того, как кто на нас посмотрел, а наоборот, от того, как мы сами смотрим на наших ближних, на мир вокруг нас. «Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то все тело твое будет светло; если же око твое будет худо, то все тело твое будет темно» (Мф. 6: 22–23). То есть, хорошо тебе или плохо, зависит не от чужого ока, не от дурного глаза, а от тебя самого – как ты сам смотришь на мир и на других людей, что вкладываешь ты в свой взгляд – добро или зло, радость или зависть, милосердие или жестокость. Вот как ты смотришь на ближнего, так и сам внутри себя либо мучаешься, либо несешь в себе мир и утешение.
Да поможет всем нам Господь очищать наше сердце и да укрепит в созидании духовной жизни в вере и надежде на Христа Спасителя – Того, Который сокрушает под ноги православного христианина всех невидимых врагов.
священник Валерий Духанин
Просмотр (217)