На телеканале Союз отвечали на вопросы, беседовали о промысле Божием, о том, почему христианская вера лучше языческой, и о многом другом.
В студии священник Валерий Духанин, клирик Николо-Угрешской духовной семинарии.
– Батюшка, пока вопросы, которые нам прислали ранее: «Скажите, пожалуйста, почему в наше время нужно искать духовника, психолога и наставника, если на все вопросы всегда отвечал духовник? Как найти духовника, какую молитву прочитать, чтобы найти его?»
– Если есть хороший духовник, то психолог уже не нужен. Прямо скажу, что психологи – это забава для очень богатых людей, потому что, как правило, это стоит дорого, и зачастую разбираются какие-то заурядные ситуации. Бывает, конечно, в кризисных ситуациях психологи очень помогают. Или произошла катастрофа: на место происшествия выезжают не только бригады «Скорой помощи», но и психологи, они помогают снять стресс – это, в принципе, полезно.
Но если для решения своих душевных задач мы ищем психолога, то в каком-то смысле это означает, что наша духовная жизнь очень и очень хромает. И дело даже не в духовнике, а в том, что где-то мы утратили укорененность в церковной жизни, из-за чего начинаются все расстройства на душевном уровне. У человека случаются какие-то внутренние надломы, некое раздвоение.
Допустим, человек думал о чем-то одном, надеялся, ставил какие-то цели, задачи, в это вкладывался, а потом – раз! – все рушится. И получается, что он строил планы, светлое будущее, а вдруг все в одночасье ломается. И получается, что, не рассчитав свои силы, человек этому доверился. И происходит сбой. А если человек доверяет именно Богу, то он понимает, что все в руках Божьих, что всякая скорбь, даже несчастный случай – это некие уроки от Господа, из которых надо извлекать что-то полезное. Поэтому такие стрессы снижают свой накал. Они присутствуют, но их накал уже не до бесконечности. Это из-за того, что мы потеряли гармоничную жизнь.
Одно дело, когда была церковность; может, даже допетровская, времен Алексея Михайловича, когда все у человека было цельное. Даже сам царь был на богослужении. Он мог, конечно, выехать на охоту, на отдых, но все равно все было гармонично связано с церковной жизнью, храм был в центре всего. И жизнь не делилась на светскую и церковную. Начиная с Петра I пошло это деление: есть строго церковная жизнь, которая связана с храмом, монастырем, а потом выходишь из храма и как бы перестраиваешься. Как сейчас: люди выходят из церкви – и даже одежда уже какая-то другая в миру, и получается, что у человека два образа жизни.
Это человека раздирает изнутри, нет цельности, гармоничности, идет нарушение жизни. А у тех людей, которые научились сохранять цельность жизни, доверие Богу, риски для психических надломов меньше.
Как мы знаем, святитель Лука (Войно-Ясенецкий) прошел серьезные испытания, он исповедник веры. И когда он оказался в застенках, его там очень долго пытали, не давали ему спать. Следователи сменяли друг друга, а ему не давали спать. Потом у него чуть ли не галлюцинации начались.
– Ломали волю.
– Да. Когда он прошел все эти тюремные злоключения, ссылку, то потом сам у себя диагностировал неврастению. Сам, будучи первоклассным врачом, понял это по некоторым признакам. И прошло это, когда он вернулся к служению литургии, стал регулярно совершать богослужение, причащаться Святых Таин. Его внутренний мир, гармоничность восстановились.
То есть подобные вещи могут случиться с кем угодно, поэтому святые целители на небесах понимают человека во всех его нуждах, физических и психических бедах. Мы им молимся как тем, кто прошел весь этот путь. Но они же дают нам подсказку, что оздоровление человека, восстановление внутренней цельности, гармонии нашей жизни возможны только через приобщение благодати Божьей.
Психологи, конечно, тоже могут кому-то помогать, мы их не должны отвергать, есть и православные психологи. Но когда у тебя духовник, нет смысла искать психолога или еще какого-то наставника.
Дело в том, что духовника тяжело найти. Потому что священников вообще не так много, около 30 тысяч, может, чуть больше в пределах России.
– А население 150 миллионов.
– Поэтому ясно, что духовников на всех не хватает, это уже немножко другая проблема. Но если ты живешь полноценной церковной жизнью, даже через малое наставление от священника будешь получать огромную пользу.
– Что интересно, нет никаких полутонов: либо так, либо так. Либо ты целостный, либо падаешь. Другого, как говорится, не дано. Правильно я понимаю?
– Правильно. Блез Паскаль говорил, что есть три разряда людей. Одни ищут Бога и нашли Его, эти люди разумны и счастливы. Другие ищут Бога, но еще не нашли Его. Эти люди разумны, потому что знают, что счастье в Боге, но сами еще не вполне счастливы, потому что Его не обрели. А третий разряд людей – это те, которые не встретили Бога и не ищут Его. Эти люди несчастливы и неразумны. И тут каждый сам выбирает.
Человеку может от Бога подаваться какое-то явное чудо, он скажет: это просто совпадение или случайность. Он не хочет видеть Божьи уроки. А если ты внимателен, то увидишь, что Промысл Божий ведет тебя по жизни.
Я иногда вспоминаю про святую царицу Евдокию (не путать с Евдоксией, которая как раз была гонительницей Иоанна Златоуста). Евдокия – жена Феодосия Младшего. Ее отец был язычником. У нее были два старших брата, а отец был философ, он дал детям хорошее образование. И потом что получается? Когда он умирает, старшие братья оставляют Евдокию без наследства, хотя отец хотел выделить ей какую-то долю.
И она в попытках найти юридическую правду приезжает в Константинополь к святой Пульхерии, чтобы та помогла ей. А святая Пульхерия была старшей сестрой императора Феодосия Младшего. И оказалось, что Пульхерия как раз в то время искала невесту для своего младшего брата, царя. В беседе с Евдокией она настолько удивилась ее учености, благоразумию, что как раз и предложила ее в жены своему брату. И святая Евдокия стала царицей. Она приняла крещение, постоянно посещала храм, потом привезла в Константинополь Иерусалимскую икону Божьей Матери.
А начиналось все с чего? С того, что ее оставили без денег, без наследства, и потом вдруг неожиданно все оборачивается таким образом. То есть Промысл Божий иногда ведет через очень необычные вещи. Евдокия, кстати, по-христиански отнеслась к своим старшим братьям, не стала им мстить. Если мы внимательно наблюдаем за событиями своей жизни, то можем увидеть даже в скорбях, лишениях какой-то урок Божий. Может быть, через это Господь нам подаст нечто большее.
– Вопрос телезрителя: «После Потопа Бог установил знамение завета в виде радуги. Но известно из физики, что радуга – это явление на основе процессов преломления, отражения и дифракции солнечного света в капле дождя. Я думаю, что до Потопа солнце светило; получается, раз до Потопа не было радуги, то и дождей не было никаких? Как же люди жили без дождя?»
– На самом деле высказывались разные версии. Иногда некоторые ссылаются на повествования Книги Бытия, где описывается райский мир. Там говорится, что пар исходил от лица земли и орошал все лицо земли, а дождя еще не было. Но если посмотреть в древних источниках, Септуагинте, то не пар исходил, а источники исходили от лица земли, хотя тоже говорится, что дождя еще не было. И дожди появляются уже, конечно, после грехопадения как природные перепады. То есть райский мир существовал по несколько иным законам, там была райская, благодатная гармония, люди были причастны Богу, и через человека весь мир освящался, преображался. После грехопадения впервые на страницах Книги Бытия мы читаем про проливной сильный дождь при Потопе.
Но значит ли это, что вообще никаких дождей не было? Это вопрос. Просто сама радуга по окончании Потопа обретает некое новое значение. Радуга появляется, когда уже нет дождя; дождь прошел, и таким образом она становится символом спасения от наводнения, от того, что водная стихия могла бы погубить человека. И она является как бы неким внешним символом, который знаменовал собой, что Господь уже не будет карать людей Всемирным потопом, сорокадневным не просто дождем, а проливным ливнем. Хляби небесные разверзлись, и все гибло. Вода вообще десять с лишним месяцев прибавлялась на земле. И радуга всегда появляется после дождя и означает, что жизнь продолжается. И может быть, там имелось в виду, что радуга приобретает новое значение.
Бывает так, что есть какие-то вроде бы известные нам вещи, а потом мы начинаем смотреть на них с другой стороны, по-новому их воспринимать, и они обретают символическое значение. В древности, когда люди расставались, они раскалывали монетку на две части. И эти две половинки монетки символизировали некое сохранение душевной взаимосвязи друг с другом. И когда потом люди встречались, они складывали половинки, и получалось, что контуры совпадали. То есть раньше была просто монетка, а сейчас та же самая, но уже новый взгляд на нее. То же самое может быть и здесь, когда радуга обрела новое значение. Это предположение, потому что библеисты высказывали разные взгляды по поводу самого Потопа, радуги и того, когда начались дожди на нашей планете.
– К нам пришел интересный вопрос. Вы же знаете, что у мусульман есть святыня в Мекке – Кааба? Вопрос телезрителя: «Может ли Кааба иметь что-то общее со скинией Ветхого Завета?»
– Высказывается предположение, что в Каабе есть камень метеоритного, космического происхождения. Насколько я помню, этот камень уже присутствовал там в качестве языческого атрибута. Он не был уникальным. Ему поклонялись, а когда пришел ислам, эту святыню оставили, но перепрофилировали под исламские нужды, соединили с ней символ: Мекка – город, избранный Мухаммедом. Тут нет никакой взаимосвязи со скинией Моисеевой – может быть взаимосвязь с языческим капищем, которое существовало в Мекке до появления там ислама. В скинии Моисея было наглядное присутствие Божие: Господь являлся над Ковчегом Завета, беседовал с самим Моисеем, и слава Божия осеняла скинию в виде светлого облака, что даже было видно кому-то из людей. Это совершенно разные вещи.
– Сам Ковчег Завета был потерян?
– Потерян, когда вавилоняне захватили Иерусалим и разграбили Иерусалимский храм примерно в 587 году до Рождества Христова. Есть предание, что Ковчег Завета был спрятан для того, чтобы его не смогли захватить, осквернить, но его пути в истории теряются. Когда иудейский народ вернулся в Иерусалим, то храм и Святая святых были восстановлены, но Ковчега Завета уже не было, храм пустовал. Оставался кадильный жертвенник, стол для хлебов предложения, завеса, но главной святыни не было, народ ее утратил. Потому что люди постоянно заискивали перед язычниками, что-то воспринимали от язычества, изменяли Богу. За эту измену они потеряли свою главную святыню.
– Обретут ли ее когда-нибудь снова?
– Я думаю, что лучше сторониться этих мыслей. Были даже написаны художественные произведения, где и как искать, люди ломали голову. Лучше об этом не думать. Если надо – Господь Сам может ее явить, как были явлены некоторые чудотворные иконы, например, Казанская икона Богородицы.
Девочка Матрона стала говорить, что Божия Матерь являлась ей в сонном видении и говорила, что на таком-то месте надо копать, разбирать завал сгоревших домов, вынимать обгоревшие бревна: там икона Божией Матери. Это было явное откровение свыше, причем взрослые не верили этому. Девочка сказала второй раз (было второе видение) – тоже не прислушались. Даже епископу говорили, и он не слушал. Только в третий раз было сказано, что люди будут наказаны, если не станут искать святыню. Тогда стали копать, но поначалу не могли найти. Маленькая девочка Матрона приступила к раскопкам и обрела икону. Всю эту историю написал священномученик Гермоген, патриарх, в то время он был там священником Ермолаем.
Иногда Господь Сам указывает, где находится святыня. Если Ковчег Завета был утрачен и Господь не открывает это место – значит, так нужно. Какой сейчас смысл? Сейчас наш Ковчег Завета – Церковь, Христос, Святые Таины Христовы, которые пребывают на алтаре во время литургии, мы приобщаемся их. Поэтому святыни Ветхого Завета уже не носят для нас основного значения, они были приуготовлением к Новому Завету. Для нас таинства Церкви главная святыня.
– Что-то таинственное всегда очень привлекает, особенно наш народ.
– Вопрос телезрителя: «Где наши русские боги? Почему нам навязали иностранное мышление? Или я в чем-то заблуждаюсь? Объясните, пожалуйста».
– Заблуждаетесь, и очень сильно. Что же это за боги, если не могли сами за себя постоять? Понятно, что они оказались весьма слабы. Что это были за боги? Сам князь Владимир вынужден был провести реформу. Были разные божества (лешие, домовые), они остались в простонародье. На самом деле это явления демонической, бесовской силы: когда бесы пугают человека в доме – воспринимают их как домового, устрашающие явления в лесу воспринимают как лешего. Демонический мир, бесы, падшие ангелы так себя проявляют. Все язычество было, по сути, поклонением бесам, которые изображали себя как богов.
Советская исследовательница, этнограф Анна Смоляк изучала разные народы, у которых сохранилось настоящее, исконное, древнее язычество. Она изучала малые народности: ненцев, нанайцев, племена возле озера Байкал. Они прямо говорят о своих богах как о неких духах, даже фигурирует такое наименование, как «черти». У нас это уже устоялось как эпитет падших ангелов, а они так изображают своих духов, с которыми вступают в мистические взаимоотношения. На Руси было именно это язычество.
Через идолов, лжебогов сатана пытался сковывать людей. Так как все это не соответствовало никакой истине, какая нам разница, какой народ каких богов придумывал? Истина не может быть принадлежностью одной нации. В ветхозаветные времена она являла себя праведному Иову или Мелхиседеку. Мелхиседек, царь Салимский, не был из еврейского народа, но сказано, что он был священником Бога Всевышнего. Служители истинного Бога встречались в разных уголках нашего мира. Даже у язычников сохраняются тайные предания (это изучалось, и религиоведы это знают), где есть первоначальная вера в Единого Бога.
– То есть не только иудеи ее сохранили?
– У людей изначально была вера в Единого Всемогущего Бога, Которого называют Небесным Отцом и Который в Своих руках содержит все.
В преданиях разных народов говорится по-разному. Иногда говорится, что люди утратили связь с Небесным Отцом именно из-за проступка женщины. Дальше уже появляются боги или духи, с которыми люди вступают в магическую связь. Скрытые же тайные предания сохраняют в себе следы некой первоначальной религии, когда присутствовало знание о Едином Высшем Боге. А язычество – это уже ложь.
Господь избирает Авраама, от него идет богоизбранный народ, который тоже часто уклонялся от истинного пути. Но когда Сын Божий воплощается, приходит, веру Свою Он обращает ко всем народам, поэтому христианство не связано с какой-то конкретной нацией.
– Человек может думать, что к нам пришла некая экспансия в виде религии, но нет, это был добровольный выбор наших предков. А кто-то считает по-другому, изображает всякие коловраты. Бывает, стоишь в пробке и видишь машину с таким значком.
– Сейчас это стало модным. Неоязычество не имеет никакой связи с древним славянским язычеством. Это некий новодел, когда пытаются создавать что-то свое и примешивают современную экстрасенсорику и мистическую литературу, что-то заимствуется из древнего язычества… И не было письменности, которая сохраняла бы все эти представления. А когда мы что-то черпаем из каких-то древних источников, там просто жуть – людей приносили в жертву… Князь Владимир, еще не принявший крещение, ходил походом на ятвягов. Поход завершился победой, и жрецы в знак благодарности решили принести в жертву человека. Бросили жребий, и он выпал на отрока Иоанна – сына варяга Феодора.
Феодор и Иоанн были христианами, и они отказались участвовать в этом жертвоприношении. Они исповедали Христа, обличили язычество, за что были убиты и стали первыми почитаемыми на Руси мучениками. Этот их поступок сказался на сознании князя Владимира. К чему я это говорю? К тому, что язычество несло смерть, оно требовало жертв, и жертв человеческих. В христианстве же другая ситуация. Господь Иисус Христос не требует человеческих жертв. Наоборот, Он Самого Себя принес за людей в жертву. По любви к роду человеческому Он предал Себя на распятие и умер за грехи всех людей, чтобы искупить их и открыть людям дорогу к небесному миру.
В язычестве же боги были потребителями. Они все время требовали, чтобы люди что-то им приносили, жертвовали, задабривали их, и взамен они могли что-то дать человеку как бы по договоренности. Например, земледелец приносил какую-то жертву и ожидал, что в ответ Бог подаст ему еще больше плодов.
А в христианстве все не так. Для Бога ценен сам человек, потому что именно человек является образом Божиим, человек наделен бессмертной душой, призванной к вечной небесной жизни. Человек в христианстве – это венец творения, возлюбленное чадо Божие.
В язычестве этого нет, там очень скудные представления о человеке. Кто-то из античных авторов писал, что мир существует для богов, а люди в нем как мыши в доме. Мыши бегают по дому, а человек их гоняет. Так и люди, которые могут попасть под руку какому-нибудь богу – Сатурну, Юпитеру… В христианстве очень высокое место отводится самому человеку, и христианская вера намного выше, чем вера языческая.
– Вопрос телезрителя: «В Евангелии Христос говорит: где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них. А я живу одна. Я хотела бы узнать, как у меня обстоят дела».
– Вы не одна, с Вами Сам Господь Иисус Христос. Я так понимаю, что Вы крещены, поэтому Вы – чадо Русской Православной Церкви. Смысл этих евангельских слов не в том, что нам всем нужно где-то собираться. Даже будучи в разных местах, мы можем вместе о чем-то молиться. Конечно, было бы неплохо Вам почаще посещать храм, Божественную литургию, ведь на литургии собираются христиане, они вместе молятся, и Господь наделяет всех присутствующих Своим благословением.
Не нужно думать, что эти слова Спасителя означают, что если в данный момент Вы одна, то Вы лишены Божией помощи, лишены присутствия Господа. Вы все равно остаетесь чадом Церкви Христовой, а в Церкви Христовой каждый наделяется какими-то дарами. У мирян тоже великое призвание. Если мы, священники, приходим в храм и видим, что в храме нет мирян, то мы понимаем, что, наверное, в храме не хватает чего-то главного, потому что богослужение предполагает участие в нем молящихся.
Если же мы только сидим дома, смотрим телевизор или беседуем с соседями, а в храм не приходим, то мы лишаемся Божия благословения. А когда мы вместе собираемся в храме, Господь обильно, наиболее явно дает нам Свою благодать. Эта благодать сохраняется с Вами и после того, как Вы выходите из храма и приходите домой. И Вы вроде бы одна, но чувствуете, что Господом Вы не оставлены.
– Продолжаем тему мистики. Такой интересный вопрос мы получили: «На мне большой грех – я попросила ребенка у прабабушки, то есть вопрошала к мертвецу. Скажите, как это может отразиться на духовной жизни моего ребенка? Мой психолог сказала, что он похож на антихриста. Теперь мне очень страшно».
– Я не понял, она попросила ребенка у мертвой прабабушки через какие-то ритуалы?
– Может быть, просто обратилась к мертвой прабабушке как к живой.
– Но ребенок появился не от прабабушки. Видимо, есть муж, от которого он появился. То есть само рождение носило вполне естественный характер. Господь наделяет каждого ребенка бессмертной душой, Своим образом. Невзирая на все неразумие родителей, на какие-то их ошибки, человеческие глупости, все Свое внимание Господь обращает именно к ребеночку и дает ему жизнь. Я не знаю, что там за психолог, который накрутил женщину, что это антихрист. Вообще трудно представить, как человеческое сознание может родить подобное.
– Это бес крутит. Мы об этом сегодня уже говорили. Слава Богу, что этот вопрос пришел к нам и на него отвечает батюшка.
– Я Вам так скажу: выбросьте все это из головы. Но раз Вы обращались к каким-то оккультным заклинаниям, обрядам, пытались что-то просить у прабабушки с помощью магии, Вам нужно прийти в храм, исповедоваться и покаяться в этом, и грех с Вас снимется.
А ребенок – это дар Божий, его нужно крестить, и с ним тоже будет Божия благодать, которая защитит его от влияния темных сил. Когда совершается чин Крещения, произносятся особые молитвы на изгнание падших духов, этих злых ангелов, чтобы они не мучили человека. И никакого бесовского обольщения рядом с малышом не будет.
А дальше приносите его в храм, чтобы он причащался Святых Христовых Таин. И выкиньте из головы все мысли про антихриста. Не ходите к людям, которые внушают Вам такие мысли. Ходите к тем, кто вносит в Ваше сердце мир и духовную гармонию.
– «Батюшка, я люблю машины. Это моя страсть. Что мне делать?»
– Одно дело – любить машины, а другое дело – приобретать их. Это разные вещи. Может быть, он марки с изображением машин собирает?
– Здесь вопрос о страсти. Видимо, она отнимает все его время.
– Нужно преобразовывать всякую свою страсть…
– Например, сделать это профессией – продавать машины, стать экспертом, помогать людям.
– Когда видите красивые машины, прославляйте Бога за то, что Господь наделяет человека таким разумом, такой премудростью, что он создает такие красивые машины. Но при этом постарайтесь своей мыслью простираться дальше и увидеть, что есть нечто более высокое, нежели машины. Всякая машина имеет свой конец. Иногда этот конец очень быстрый – когда машина разбивается, попадает в аварию. Тогда вся красота автомобиля заканчивается, а страховка не может покрыть стоимость ремонта этого автомобиля.
Нужно помнить, что есть то, что, как сказано в Евангелии, ни моль, ни ржа не истребляют. Ангельские силы намного быстрее, нежели самые быстрые наши автомобили и даже реактивные самолеты. Постарайтесь увидеть нечто более красивое – этот ангельский мир. Кстати, молитва человеческая тоже быстрее какого-то земного движения. На автомобиле поездил, и все. А молитвой мы можем вознестись к Самому Господу, Который дает людям райские обители.
– «Почему люди не узнали возвращение пророка Илии на землю в теле Иоанна Крестителя? Как об этом засвидетельствовал Спаситель, Илия уже пришел, и не узнали его».
– Люди не настолько духовно чуткие. Только когда пришел Сам Господь Иисус Христос и сказал, что Иоанн есть Илия, апостолы стали слушать это и понимать. Поэтому это знание пришло через Христа. Но тут я хочу отметить, что святой Иоанн Предтеча – это не воплощение пророка Илии, не его реинкарнация, как думают некоторые. Поэтому как тут его узнаешь?
– Это отдельная личность.
– Да, это отдельная личность. Пророк Илия в то время находился в теле на небесах, он и сейчас на небесах, а святой Иоанн Предтеча совершал то же пророческое служение, что и Илия, и он пришел в том же духе, – в духе и силе Илии. Этот дух такого строгого обличения грехов человеческих, как и дух пророка Илии. Правда Божия воплотилась во Христе Спасителе, и святой Иоанн Предтеча Его встречает.
Почему же люди не узнали возвращение пророка Илии на землю в теле Иоанна Крестителя? Потому, что очи их были закрыты. Но Спаситель, Чьи очи были исполнены Божественного света, конечно же, понимал смысл всего происходящего, поэтому Господь прямо говорил, что Иоанн Предтеча есть Илия, в том смысле, что он исполняет служение пророка Илии. И это знание не утаилось от нас, оно запечатлено в Евангелии.
– «Принято считать, что Господь забирает человека в самый благоприятный для него момент. Скажите, пожалуйста, могут ли близкие отодвинуть этот уход? Моя сестра Валентина скоропостижно умерла от острого инфаркта, хотя была инвалидом по другому заболеванию. Я постоянно корю себя за то, что ничего не делала для профилактики развития у нее инфаркта».
– Я скажу так: мы не можем постичь в полной мере Промысл Божий, почему кто-то умирает в такой период времени, а кто-то в другой. Да, в Евангелии действительно есть притча о том, как созревает пшеница, и там сказано: как только наступает время жатвы, тотчас же посылается серп.
Что это означает аллегорически? Господь ждет, когда человек созреет, и на пике его духовного восхождения, на максимуме его духовной жизни Он забирает его из нашего земного грешного мира. Мы не можем своим умом до конца понять, почему так происходит.
Бывает, человек живет нормальной жизнью, а потом начинает пить, гробить свое здоровье. Он ни к чему не прислушивается и в конце концов умирает от алкоголизма. Возможно, его нужно было забрать еще в младенчестве. Или все-таки путь страданий его смирял, и он умер, полностью смирившись пред Богом, осознав свое недостоинство. Эти тайны мы не сможем понять своим умом. Они откроются нам, только когда мы сами расстанемся с земным миром и увидим всю картину того, что было.
Вам не нужно винить себя в том, что Ваша сестра умерла, потому что мы просто-напросто не можем всего предусмотреть. Бывает, человек оберегает свое здоровье, но однажды споткнется – и все.
– А бывает, что люди живут до ста лет.
– Да. И таких примеров много. Все в руках Божиих, но мы обязательно должны поддерживать и свое здоровье, и здоровье своих ближних. Все, что нам дано (медицина, лекарства), мы должны принимать, когда это необходимо, и, если Богу угодно, лекарства нам помогут, а если не угодно, то как ни лечи человека, он все равно будет взят из этой грешной жизни. Значит, такова воля Божия.
Со своей же стороны мы должны прикладывать усилия к тому, чтобы продлить век человека. Потому что нам, конечно же, тяжело расставаться с нашими родными, близкими. Мы должны любить друг друга, нести добро друг другу и готовиться к вечности. Но судьбы наши только в руках Божиих.
– Наверное, здесь должно быть некое смирение перед тем, что будет. Все равно когда-то придет твой последний час.
Батюшка, еще один важный вопрос нашего телезрителя: «Никак не могу решиться на пост. Давно думаю об этом, но боюсь, что начну поститься, но не смогу выдержать до конца и этим обижу Господа. Как же все-таки решиться и начать поститься?» Прошел всего лишь один день поста, шанс еще есть.
– Я думаю, что начать никогда не поздно. Если Вы не начали поститься сегодня, можно начать завтра или послезавтра. Господь не ждет, как надзиратель, как какой-то надсмотрщик, что человек провинится, чтобы тут же его наказать. Для Бога важно наше стремление, важно то, что мы хотим поработать над собой.
Пост нужен не для Бога, а для нас, чтобы мы учились преодолевать какие-то свои пожелания. А мы хотим, чтобы мир вокруг нас был как некий супермаркет, чтобы мы все время что-то потребляли, приобретали, пробовали. Все эти вкусовые добавки в разных продуктах для того, чтобы утолять человеческое сластолюбие. А пост – это время, когда мы учимся ограничивать себя, чтобы освободить свое сердце от земных попечений, чтобы оно в молитве устремилось к Богу.
И если Вы сможете попоститься всего лишь один день, это уже окажет прекрасное созидательное действие на душу, на сердце. А как начать поститься? Ну, просто взять и начать. Утром встать и весь день не есть ничего скоромного. Проведите так один день, а дальше будет видно…
В принципе, Петров пост не очень строгий, даже дозволяется рыба. А вообще здесь все по свободе человеческой, потому что христианская вера – это не религия принуждения, а религия свободы, освобождения человека от каких-то греховных пристрастий. И пост призван к тому, чтобы освобождать нас от этих оков, когда мы все время ищем глазами, что бы нам попробовать еще.
Хотя бы начните и увидите, что это не так трудно. За первым днем наступит второй, за вторым третий, и так можно будет дойти до конца – до праздника святых апостолов Петра и Павла.
Ведущий Сергей Платонов
Записали Софья Горбачева и Людмила Белицкая
Просмотр (252)