Молитва и пост – это два крыла

Воскресенье, 20.03.2022 22:07

Дорогие братья и сестры, сегодня мы поговорим о посте и его значении. Вот представьте, что с одной стороны от вас играет музыкант на скрипке, а с другой – трудится рабочий с отбойным молотком. Сможете ли вы при шуме отбойного молотка разобрать мелодию скрипки или вы будете только видеть, как он водит смычком по струнам? Какие-то отголоски звуков будут доноситься до вас, но мелодию распознать вы так и не сможете. И вот эта мелодия скрипки – это та духовная гармония, те звуки райской жизни, к которой призван каждый из нас. Это голос Небесного Отца, который должна распознавать наша душа в своей жизни. Отбойный молоток – шум нашей повседневной суеты, нашей постоянной спешки, когда мы все время строим какие-то планы, расчеты, мы думаем о том, что купить, приобрести, посещаем супермаркеты, рынки, ссоримся с ближними… И вот этот внутренний шум, а особенно шум от наших собственных мыслей, зачастую злых – осуждения, негодования, раздражения и так далее – не дает нам услышать звуки духовного мира и обрести подлинную гармонию своего сердца.

Пост – это как раз и есть то время, которое нас настраивает на духовный ритм. Когда наступает пост, мы призваны вырваться из круговорота постоянной спешки и суеты и остановить шум внешней жизни. Остановить «отбойный молоток» и постараться услышать «скрипку».

О посте можно говорить очень много. Но хотелось бы напомнить одну из главных задач поста: нельзя жить только ради еды. Если ты привязан к еде, не можешь обходиться без колбасы, без каких-то любимых блюд, то чем ты отличаешься от животных, которые всецело привязаны к земному? Трагизм человечества в том, что наша душа всецело подчинилась телу, телесному началу. Если у первозданного человека в Раю душа господствовала над телом, то у падшего человека тело господствует над душой. И подчас нам это трудно разглядеть. Как пишет святитель Игнатий (Брянчанинов): «Гордый человек! Ты мечтаешь так много и так высоко о уме твоем, а он – в совершенной и непрерывной зависимости от желудка!» И правда, достаточно такому человеку потерять сытость, оказаться в ситуации, когда наступает голод, и тут же рушится вся его мыслительная деятельность, помыслы начинают беспорядочно скакать, он думает только о том, как добыть себе пропитание. Чувства сердечные тоже приходят в полный беспорядок, в них просыпается раздражение, озлобленность… Мы знаем, что в голодные времена люди бывают готовы даже поубивать друг друга, лишь бы получить кусок хлеба – вот что значит подчинение человека его желудку.

И пост – это, пусть и небольшое, духовное упражнение, которое помогает нам приобрести хотя бы небольшую власть над своим чревом, над своими телесными потребностями, над голодом и жаждой, чтобы низкие потребности не доводили нас до озверения. Пост – это такой период, когда мы действительно учимся господствовать над собой, братья и сестры, и это очень важно. Ведь если ты не научился господствовать над позывами своего желудка, то никакой духовной жизни не получится. Если, заходя в магазин, ты начинаешь жадно смотреть на колбасы и деликатесы и на все то, что предлагает современный рынок, значит в тебе еще не выстроена духовная жизнь. Человек, воспитанный постом, совершенно равнодушно проходит мимо мясных и молочных прилавков, как будто эта пища вообще его не касается – это чудо производит в нем такое маленькое духовное упражнение, как пост.

Совсем другая ситуация бывает, когда люди игнорируют телесный пост. Мне вспоминается произведение Н.В. Гоголя «Тарас Бульба», в котором казаки Запорожской Сечи оберегали свой маленький храм: они готовы были молиться, готовы были до последней капли крови защищать свою церковь, но не хотели слышать и слова о посте и воздержании. К чему приводит такая духовная расслабленность, невоздержание в пище и питии, ярко показано в этом произведении: наевшиеся и напившиеся казаки одного из куреней были вырезаны ночью. Невоздержание, неумение организовывать свою телесную жизнь приводит к всецелой расхлябанности, расслабленности и оборачивается конечным поражением. Пост телесную нашу жизнь приводит в некий порядок, стараясь подчинить ее духовному началу.

Но в то же время мы знаем, что подлинный пост – это не только воздержание от каких-то яств и напитков, потому что от некоторых видов пищи воздерживаются, например, и вегетарианцы – они вообще не едят мяса, но это не значит, что они побеждают свои страсти. Бывают различные виды диеты, когда человек воздерживается от тех или иных продуктов – в принципе, это уже хорошо, такой человек тоже учится отказывать своему чреву, но это еще не настоящий пост. Потому что вершина поста и его внутренняя сердцевина – победа над душевными страстями. Как говорит об этом святой Иоанн Златоуст: «Да постится не одно только тело, не одно только чрево. Пусть постятся твои глаза, пусть постится твой язык. Пусть постятся твои уши, пусть постится твое сердце, пусть постятся твои руки и ноги. Глаза пусть не смотрят на неподобающее, уши пусть не слышат клеветы и осуждения. Язык пусть не произносит лжи, осуждения и неправды. Руки пусть не берут то, чего не клали, а ноги да не идут на совет нечестивых». На примерах нашей жизни: руки пусть постятся, не приобретая скверного прибытка, не беря взяток, не играя в азартные игры; ноги пусть постятся, не идя на дурные дела, в развлекательные заведения; глаза пусть постятся, не «поедая» греховные скверные картины, которыми, к сожалению, насыщены современные СМИ и интернет; уши пусть постятся, не слушая мирских скверных слов или развлекательных песен. Потому как что же это будет за пост, если ты внешне воздерживаешься, но при этом душу свою наполняешь самыми скверными впечатлениями?

Словом, пост – это время, когда отсекается все, что духовно расслабляет, все, что может стать зацепкой для греха, это время, высвобождаемое для духовной жизни. Время, освободившееся от просмотра кинофильма, посвятите молитве, почаще ходите всей семьей в храм, посетите святые места, а самое главное – постарайтесь постом регулярно исповедоваться и причащаться. Потому что исповедь очищает самые глубины сердечные, а таинство Причащения дарует нам самое главное – единение с Господом Иисусом Христом.

Дорогие братья и сестры, у каждого, конечно, есть свой опыт прохождения поста и свой путь духовного становления. Дай Господь, чтобы каждый из нас на этом пути обрел свои драгоценные жемчужины, потому что пост душевный и телесный на самом деле спасает душу. Как говорили святые отцы, молитва и пост – это как два крыла у птицы. Если молитвы нет, а человек постится телесно, либо молится, но не воздерживается, то он как птица с одним крылом, которая не очень далеко пролетит. Дай нам Господь иметь эти два крыла, чтобы на них преодолеть бушующее море искушений и достичь Небесных обителей Царствия Божия. Аминь.

Священник Валерий Духанин

Православный женский журнал «Славянка», №2(98) март-апрель 2022 г.

Рубрика «Азы Православия»

Просмотр (239)