Воскресение Христа и наше воскресение

Среда, 19.04.2017 23:28

Проповедь священника Валерия Духанина на Божественной Литургии в Преображенском соборе Николо-Угрешского монастыря в среду Светлой седмицы 19 апреля 2017 г.


Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Христос Воскресе!

Дорогие отцы, братья и сестры!

В Достопамятных сказаниях повествуется, как некий мирянин пошел однажды со своим сыном к авве Сисою Великому. Преподобный Сисой подвизался в египетской пустыни, в пещере преподобного Антония Великого. Случилось так, что на пути сын мирянина умер. Но отец его не смутился, с верой принес его к старцу и пал перед ним, держа сына, будто кланяясь авве, чтобы получить благословение. Затем отец встал, оставив сына у ног старца, и вышел из кельи. Старец, думая, что сын еще кланяется ему, сказал отроку: «Встань и выйди вон». Умерший тотчас воскрес, встал и вышел. Отец, увидев его, изумился. Вернувшись к старцу, он поклонился ему и рассказал, в чем дело. Старец, выслушав, опечалился, ибо не хотел этого и никак не ожидал сотворить чудо. Ученик же его запретил мирянину рассказывать об этом до самой смерти старца.

Христианство – это слава и сила Воскресения, это торжество жизни над смертью, это свет, победивший тьму. И потому Пасха — самый радостный, самый счастливый праздник в церковном году. Это праздник полной победы, потому что Христос победил дьявола, вывел души людей из ада и преодолел то, чего больше всего боятся люди — смерть.

Все мы носим имя Христа, ибо мы – христиане, а Христос – это Тот, Кто победил смерть. И значит, каждый христианин тоже должен явить в себе торжество жизни над смертью. Но святые отцы говорят о том, что же есть подлинная жизнь и подлинная смерть человека. Подлинная смерть есть лишение Духа Святого. Любой грех вносит в душу тесноту, мрак, угасание нашей внутренней жизни. Грех — это смерть. Подлинная жизнь есть общение с Богом, причастность души Святому Духу. И Христос воскрес не для нашего биологического бессмертия на земле, но прежде всего для нашего духовного воскресения.

Если представить, что смерть преодолена только лишь для того, чтобы грешники имели биологическое бессмертие, то что может быть страшнее этого? Вечно жить для страстей – вот подлинное торжество зла. Бог не дает нам сейчас бессмертия на земле, так как это нам не полезно.

В Греции, в монастыре святого Варлаама в Метеорах есть древняя фреска, на которой изображен авва Сисой Великий, чье чудо мы уже упомянули. На этой фреске авва Сисой оплакивает останки знаменитого царя и завоевателя Александра Македонского и с сокрушением вопрошает: «…К чему вся эта слава, богатство, великолепие, которого безвозвратно лишается человек со смертию, а бессмертная, но истерзанная несовершенством душа, словно заключенная в темницу своего бренного тела, так и не обретет для себя покоя, ибо не радел человек о воспитании ее, не упражнял в молитве, богомыслии, не закалял в лишениях и скорбях. О, смерть, кому возможно избежать тебя!» К чему тебе бессмертие на земле, если ты хочешь жить для греха?

Подлинная жизнь есть причастие Духу Святому. И значит, Свет Воскресения – это свет нашего личного освобождения от страстей. Если же не будет этого, то Пасха превращается в пир плоти, когда страсти срываются со своих цепей, а в душе нет ничего, кроме эмоционального истощения от чисто душевных восторгов.

Весь смысл Пасхи, как праздника перехода от смерти к жизни, заключается в том, чтобы после многодневного подвига поста душа наша стала чистой и обновленной.

Конечно, Христос воскрес и для нашего телесного воскресения. Гусеница умирает, завернувшись куколкой, но через некоторое время она покидает свою могилку с блестящими яркими крыльями, полная сил и красоты. Умерла гусеница, а воскресла прекрасная бабочка, парящая над землей. Некоторые говорят, что рожденный ползать летать не может, но это не так. Ибо гусеница родилась чтобы ползать, а воскресла для того чтобы летать. Вот образ нашего будущего воскресения. Все мы ползаем по земле, ищем от земли своего пропитания, а подчас пресмыкаемся. Но предназначен человек не для земли, а для Неба.

Наступит момент, когда силой Христа все воскреснут и наши тела обновятся. Вот Пасха будущего мира, переход от тления к нетлению. Ибо у воскресших тел будут новые свойства: они станут нетленными, бессмертными, свободными от чувственных потребностей и недоступными воздействию внешних стихий.

Христос воскрес, и значит, бессмертие – не мечта, не фантазия. Значит, и мы когда-то воскреснем вслед за Христом. Главное, чтобы и мы были Христовы, Его уделом и Его чадами. Раз есть бессмертие, то и вся земная жизнь приобретает глубокий смысл как приготовление к вечности.

Земная жизнь – это формирование нашей будущей вечности, и если мы не искореним своих телесных страстей, то каким окажется наше тело в будущем воскресении?

В воскресших, преобразившихся людях будет видно, какую духовную жизнь они вели. Тогда, по словам святого Ефрема Сирина «одни уподобятся свету, другие тьме». Тела людей, старавшихся жить с Богом, будут чистыми, светоносными, сияющими, а тела противников Господа окажутся черными и страшными.

Изберем же свет и отвергнем тьму, изберем жизнь и отвергнем смерть, изберем добродетель и отвергнем греховные страсти. Дай Бог всем нам стать причастниками Воскресения Христова еще в этой земной жизни. Аминь.

Христос Воскресе!

Воистину Воскресе!

священник Валерий Духанин

Просмотр (259)