Свет благодати Божией

Суббота, 03.03.2018 23:49

Проповедь проректора Николо-Угрешской духовной семинарии священника Валерия Духанина на Всенощном бдении в Казанском храме Николо-Угрешского монастыря во вторую неделю Великого поста, посвященную святителю Григорию Паламе, 3 марта 2018 г.

 

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Дорогие отцы, братья и сестры!

Человек так создан, что тянется к свету. Нас радует утренняя заря, цвет весеннего сада в сиянии майских лучей. Свет дарует нам счастливую возможность видеть лица любимых людей, благодаря свету мы приобщаемся знаниям, занимаемся творчеством, делаем дела добра. Не имея светильника, ходя на ощупь, много не преуспеешь. Вот почему в Евангелии сказано: Кто ходит днем, тот не спотыкается, потому что видит свет мира сего; а кто ходит ночью, спотыкается, потому что нет света с ним (Ин.11: 9 – 10).

Свет дня, свет тварного мира – лишь образ Света Истинного, света нетварной благодати Божией. В Священном Писании сказано: Бог есть Свет, и нет в Нем никакой тьмы (1 Ин. 1: 5). Но если Бог – Свет, то значит и образ Божий – свет. Человек изначально призван быть малым светом, отражая в себе Свет Божий. Вот почему добро, правда, жизнь по совести проявляют себя в душе как свет.

Второе воскресенье Великого поста посвящено памяти святителя Григория Паламы, архиепископа Фессалоникийского (XIV в.). Святитель Григорий как раз говорил о благодати Божией, о том, что это нетварная Божественная сила, и что весь смысл человеческой жизни – в приобщении ей.

Божия благодать, даруемая людям, являет себя как неизреченный свет. Утрата благодати влечет за собой тоску бездонного ада. Вот почему тьма и мрак – символ безжизненности. И вот почему мрачные лица нас не привлекают, а лицо, в котором ты увидел отблеск Неба, влечет к себе.

Мало кто знает, что наши прародители были созданы как обители для благодати Святого Духа, в них сиял свет, и по словам святителя Григория Паламы, одеждой для первых людей служили светоносные ризы Божества.

Трагизм грехопадения – в утрате света благодати, в погружении во мрак страстей. Зеркало, обращенное к небу, отражает свет, а обращенное к земле, отражает грязь. Так и душа каждого из нас. К чему устремлены мы в своем сердце, то нас и наполняет.

Тайна христианства в том, что свет пришел в мир, Божественный свет явил себя во Христе. Спасение души – лишь в приобщении свету Христову, свету благодати Божией. Это свет жертвенной любви, он просвещает жизнь даже при сумраке сгустившихся скорбей. Мрак уныния уходит, когда ты являешь свет жертвенности по образу Христа.

В Казахстане совсем недавно жил удивительный старец схиигумен Евфимий (Тимаков). Он был учеником преподобного Севастиана Карагандинского, прожил сто три года и отошел ко Господу в 2011 году. Ему выпала такая тяжелая доля, что человеческому уму невообразимо, каким чудом Божиим он прожил невероятно долгий век. Как-то отца Евфимия спросили, какое событие из его столетней жизни было самым радостным. И неожиданно он ответил: «Самое радостное – это когда я ехал в ссылку».

Отец Евфимий вырос в большой крестьянской семье, в которой родилось двенадцать детей. Жили они в Самарской губернии, трудились не покладая рук, пока не наступила революция, а затем годы всевозможных жестокостей, гонений и несправедливостей. Отца Евфимия  в то время звали Иваном, был он женат (монашество принял уже будучи пожилым), у них рождались дети. Но вот в 1930 году началось так называемое раскулачивание – у наиболее преуспевших крестьян отбирали «лишнее» продовольствие, инвентарь, землю, домашний скот. Чтобы сохранить хоть какое-то хозяйство, Иван со своей семьей отделился от родителей. Но отца все равно арестовали, продержали в тюрьме, из-за чего он заболел и умер. А затем пришли и за матерью. Дома ее не оказалось, и тогда местные власти потребовали от Ивана, чтобы он сам разыскал и привел маму к ним. Как вспоминает отец Евфимий, от таких слов у него голова страшно разболелась, ноги подкашивались, силы словно покинули его.

Посоветовавшись с братьями, он решил не выдавать родной мамы. И потому, вернувшись, сказал, что не нашел ее. На это ему строго ответили: «Раз так, то ты поедешь в ссылку сам вместо нее!» И вот здесь-то случился поворотный момент в жизни будущего схиигумена, случилось то, что вершится лишь в алтаре человеческого сердца, как таинство, которое претворяет тебя. Услышав о своей ссылке, Иван испытал в сердце невероятную радость, он обрадовался тому, что сможет пострадать вместо мамы! Его объяло такое внутреннее тепло и ликование, что голова перестала болеть, в теле появились силы, жертвенная любовь буквально исцелила его. Другие ехали в ссылку с плачем и горечью, а в душе Ивана не прекращалась радость. Прожив долгий век, приняв священство, а затем и монашество, схиигумен Евфимий пронес свет благодати Божией и свет жертвенной любви сквозь всю свою жизнь.

Бог есть Свет (1 Ин. 1: 5) и Бог есть Любовь (1 Ин. 4: 8). Подлинная любовь – это и есть свет. Когда у человека есть любовь, то вся его жизнь озаряется удивительным светом. Этому и учит нас вера в Бога.

Восходу солнца предшествует утренняя заря. Солнце еще не явило себя, но ты уже видишь его свет, и это радует, вселяет вдохновение и подает жизненные силы. Так и вера в Бога подобна утренней заре, она хранит в себе свет Солнца Правды, хотя ты еще не видишь Бога лицом к лицу. Но вера являет свет всё больше и больше, ибо Солнце неудержимо восходит и Его непременно увидит тот, кто не смежает своих духовных очей.

Господь говорит всем нам: Доколе свет с вами, веруйте в свет, да будете сынами света (Ин.12: 36). Аминь.

священник Валерий Духанин

 

Просмотр (745)