Беседы с батюшкой. Ответы на вопросы

Воскресенье, 09.07.2017 23:38

9 июля 2017 г. иерей Валерий Духанин ответил на вопросы телезрителей в прямом эфире телеканала «Союз».

– Отец Валерий, очень рады вновь видеть Вас в нашей московской студии. Люди в социальной сети «ВКонтакте» задали вопросы и очень тепло о Вас отзываются. Так как у нас сегодня общая тема, то давайте с этих вопросов и начнем. Нам очень приятно, когда люди нас смотрят и задают вопросы.

Вопрос: «Почему так бывает, что Господь не слышит наших молитв и не исполняет наши просьбы?»

– Да, это такой секрет духовной жизни, я бы так сказал. Мы начинаем молиться, просить Господа о чем-то – и как будто нет ответа. Дело в том, что Господь имеет какую-то Свою волю о нас, Он лучше нас видит, что нам полезно, что нам подать. Люди семейные прекрасно понимают, что не все, о чем просят их собственные дети, надо исполнять. Родители призваны к тому, чтобы заботиться о детях, воспитывать их, и не всякое пожелание своего чада нужно исполнить, потому что это пожелание может пойти во вред ребенку. Господь – наш Небесный Отец, и Он, конечно же, видит, что мы просим не всегда полезное себе. Я вспоминаю слова преподобного Иоанна Лествичника, который говорит, что когда мы начинаем молиться, то подлинным духовным благом является уже сама молитва, то, что мы обращаемся ко Господу, что наше сердце и наш ум устремлены к чему-то духовному. Это является главным, к чему и нужно стремиться – чтобы наш ум и сердце были со Христом, были с Богом. А исполнение просимого надо вверять в руки Божии; Господь, если нужно, несомненно, подаст.

Я совсем недавно говорил с одной девушкой, она долгое время страдала сильной зависимостью от наркотиков. Была в такой среде: в школе многие принимали наркотики, и она никак не могла эту зависимость преодолеть. Но у нее нашлись силы начать просить Господа, чтобы Господь как-то помог ей. Она просила год, два и все равно не могла вырваться. Любой другой сказал бы: «Все кончено, зачем молиться, это же не помогает. А раз не помогает, буду жить как жил». Но она продолжала молиться. Ее мама как-то поехала в Святую Землю и у Гроба Господня тоже от всего сердца просила, чтобы Господь вырвал дочь из этой страшной зависимости. И что же произошло? Буквально на следующий день девушка просыпается утром и вдруг чувствует, что у нее действительно пропала тяга к наркотикам. Она даже не поняла, почему это произошло. Вышла на улицу, где-то увидела других наркоманов и снова заметила за собой, что у нее нет никакой тяги к этому, даже ломки не происходило.

То есть на самом деле Господь непременно подаст, если мы просим, во-первых, полезного себе, то, что действительно пойдет на пользу нашей душе, и если мы не ослабеваем в нашей вере, вверяем себя в руки Божии: «Господи, устрой все по Твоей воле». Вот такая молитва непременно бывает услышана, и человек получает то, что ему полезно.

– Еще один простой и бытовой вопрос: «Куда девать пузырьки из-под святого масла?»

– Наше сознание таково, что поскольку мы очень трепетно стараемся относиться к святыням, то и задаем вопрос, как быть с тарой из-под масла. Конечно, если на этих бутылочках есть изображение храма, какой-то религиозной атрибутики (иногда там изображается лампадка, кресты), то, думаю, эти этикетки можно отнести в храм на сжигание; если что-то смущает, можно и саму бутылочку отнести. Но, насколько я знаю, сами эти бутылочки специально не освящаются, то есть это просто тара, в которой переносится лампадное масло. Поэтому, может быть, не нужно слишком щепетильно к этому вопросу относиться. Но если что-то смущает, можно принести в храм, где собираются какие-то предметы для сжигания (очень старые иконки или еще что-то). А так можно проще относиться к этому вопросу.

– Гордость… Почему это грех? Ведь гордость бывает разная: например, гордишься за Родину, гордишься за своих близких. Вообще, чувство собственного достоинства и гордость – что это такое?

– Мы гордимся своей Родиной, успехами своей страны. Но в духовной жизни слово «гордость» обозначает однозначно отрицательное явление. Что такое гордость? Гордость – это самообожествление, это всегда так. Гордый человек – это человек, который именно себя самого признает первостепенной ценностью. «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» – вспомним строки. То есть человек именно себя возвышает над всеми остальными, считает, что он всегда прав, что сам разберется в любой ситуации. И эту страсть мы встречаем постоянно. Мы часто видим, например, как человек (он может быть состоятелен, утвержден в жизни) говорит: «А зачем мне Бог нужен? Я всего сам достиг: сам добился хорошей работы, успехов, карьерного роста, сам построил дом, сам сделал ремонт…» Проходит какое-то время, и ты видишь, что жизнь таких людей зачастую меняется кардинальным образом: все, что они приобрели, просто рушится. Потому что Господь так устраивает жизнь человека, что в конечном итоге его гордость терпит крах, и все самовозвеличивание оказывается ниспроверженным в ничто. И уже в глубине этих страданий человек начинает понимать, что его благополучие во многом зависело от Бога, от Божьего Промысла, от того, что Господь в каких-то ситуациях помогал, а в каких-то не наказывал за какие-то преступления, так скажем. И только когда человек начинает смиряться, он может опять подняться.

А вообще, конечно, страсть гордости – самая коварная страсть, потому что человек начинает гордиться всем. Преподобный Иоанн Лествичник даже описывал, что вроде бы начинаешь выполнять какие-то аскетические делания: молиться, поститься, – и незаметно для самого себя начинаешь этим тоже превозноситься: вот какой я подвижник. То есть эта страсть очень коварна, но всегда в ее глубине присутствует восхваление себя. Такой человек как стела, которая воздвигнута над всем: я лучше знаю, я лучше понимаю, разбираюсь, я чего-то достиг. А когда ты поднят над всеми остальными, то внутренне рано или поздно оказываешься одинок. Гордость оборачивается тем, что человек оказывается изолирован от других, потому что над всеми превозносится, он в каком-то смысле оказывается в бытийной пустоте, от всех отделенным. В таком случае этот человек теряет внутреннее содержание своей жизни, начинает испытывать внутреннее недовольство, пустоту. Вот почему гордые люди зачастую всем вокруг недовольны, все им не так: ближние не так делают, они ко мне неправильно относятся, они меня не понимают. Такой человек горит и раздражением, и негодованием – все это производит его гордость.

Что противоположно гордости? Смирение. Само слово «смирение» хранит в себе корень «мир». У смиренного человека в душе мир: мирные чувства, мирные мысли. Потому что он живет скромно, знает свое место, не улетел ввысь, соответственно – не может разбиться. А гордый человек, который взошел неизвестно куда, внутренне раздираем, у него мира нет, потому что у него нет смирения. К великому сожалению, такие люди всегда терпят крах. Подумайте, хочется ли вам общаться с гордым человеком, с тем, кто превозносит самого себя? Вряд ли.

– Это очень тяжело.

– И в итоге такие люди оказываются внутренне изолированными и испытывают серьезные внутренние страдания.

– А когда гордым является, например, твой друг или близкий человек? Ты должен с ним общаться. Как выстраивать отношения, чтобы самому не раздражаться, сохранять спокойствие, чтобы как-то его вразумить?

– Тут надо учесть, что гордость присутствует в той или иной степени у каждого; хотим мы того или нет, мы люди несовершенные. Поэтому в общении важно, по крайней мере, свою гордость преодолевать. Если мы будем относиться к другому человеку со смирением, то он, возможно, ответит нам взаимностью.

Я вспомнил такую притчу. Один царь построил дворец. И в одном просторном помещении все стены были в зеркалах. Как-то туда забежала собака, посмотрела вокруг и увидела множество собак (это было ее отражение). Когда она увидела отражения, то зарычала, соответственно – все эти собаки тоже зарычали. После этого она начала на них лаять – множество собак вокруг тоже начали лаять в ответ. В итоге она пришла в такую ярость, что под утро ее нашли мертвой. А на самом деле ведь то, что происходило вокруг нее,   было отражение ее самой.

Поэтому если мы хотим, чтобы другой человек с нами был смирен, а не горд, то мы должны проявить  смирение. Потому что если мы начнем проявлять агрессию или гордость, это зеркальным образом отразится в другом человеке. Есть даже такой психологический закон именно зеркального отражения, когда люди перенимают то, что они видят вокруг. Мы понимаем, что на этом построена всякая реклама, когда привлекают каким-то продуктом; и модели поведения заимствуются из художественных остросюжетных фильмов. Или, допустим, подросток играет в игры, где все друг друга убивают, и потом он вдруг начинает копировать это поведение, потому что происходит именно зеркальное отражение в нем самом того, что он увидел.

Но мы, христиане, призваны преображать мир, поэтому мы должны переламывать эту ситуацию и в самих себе являть образ нормального, достойного человека. Когда этот образ появляется в мире, он тоже производит впечатление на других людей. Поэтому с любым человеком, о котором мы думаем, что он гордый, нужно вести себя просто, естественно, не надо думать, что он гордый. Если мы заранее о ком-то думаем, что он захвачен какой-то страстью, то это значит, что у нас, наверное, все-таки искаженный взгляд о нем. Самое главное, чтобы мы сами проявляли смирение, и оно, несомненно, повлияет на другого человека.

– В общем, надо начинать с себя.

– Другого пути нет.

– Каждый раз мы об этом говорим и каждый раз к этому возвращаемся…

Совсем недавно мне сказали такую вещь: нужно носить пояс «Живый в помощи», чтобы тебя не сглазили. Что такое сглаз? И имеет ли место в духовной жизни такое понятие?

– К великому сожалению, в простонародной культуре очень распространены представления о сглазе, порче. Под сглазом обычно подразумевается, что кто-то не так на тебя посмотрел, поэтому ты и заболел. Народное сознание часто приписывает именно сглазу всевозможные беды.

– Это даже в паранойю порой превращается.

– Да. Допустим, когда у Ивана Грозного умерла третья жена Марфа Собакина (она умерла через две недели после свадьбы), тут же все заговорили, что от сглаза. Если что-то происходит у людей, люди быстро придумывают. На самом деле получается так, что человек свои беды увязывает не с самим собой, а с кем-то другим. Таким образом, понятие «сглаз» – это удобный способ снять с себя ответственность. Может быть, тебе за твои личные какие-то грехи попущены беды, может быть, ты не смирился и настолько был гордым, самовлюбленным человеком, что Господь тебе посылает болезни, лишения и это тебя возвращает к нормальному, смиренному состоянию, в котором ты можешь обратиться к Богу. А ты начинаешь все списывать на какой-то сглаз, порчу.

Конечно, есть и всякие демонические обольщения, и бесовская сила присутствует, но и она воздействует на человека только тогда, когда это попускает Бог. То есть всегда над темными духами есть Божий Промысл, который может позволить, а может не позволить темным силам прикоснуться к человеку.

Тут мы вспоминаем известный случай из Евангелия, когда бесы, даже чтобы войти в свиней, спрашивали у Христа позволения: «Позволь нам войти в свиней». И только когда Он позволил войти в свиней, тогда бесы вошли – и все это стадо бросилось с крутизны в море. Так видно, что действительно демоны могут причинять вред (как они погубили этих свиней), но если им это попускает Господь. Это значит, что нужно бояться-то не бесов, а нужно стараться быть с Богом. Если ты утрачиваешь Господа, если  потерял связь с Богом, то естественно  подпадаешь под воздействие темных сил.

Вспоминается из жития преподобного Макария  Египетского известный случай (эта история сохранилась в древних патериках), когда на молодую женщину были наведены некие бесовские чары. Муж и родственники приходят, а вместо жены видят лошадь и не знают, что делать. Надели на нее уздечку и повели ее к преподобному Макарию Египетскому в пустыню. Подходят, а он им говорит: «Вы зачем надели уздечку на женщину?» Родители говорят: «Это была наша дочь, а колдовскими чарами ее превратили в лошадь; и вот мы пришли к тебе». Он отвечает: «Никакая она не лошадь и нет в ней ничего лошадиного. Просто по бесовскому обольщению она вам представляется лошадью». То есть на самом деле с ней никаких превращений не произошло, это ее ближним она стала казаться лошадью, то есть обольщение больше действовало на них, а не на эту женщину. По молитвам преподобного Макария Великого все эти обольщения были сняты.

Все рассеивается, когда человек причастен благодати Божией, – на это и нужно обращать основное внимание. То есть не бояться, как бы кто тебя не сглазил, не наслал порчу; такой человек окружен постоянными страхами. Христианин – это человек, который понимает, что ходит пред взором Божиим, что он окружен Божьей заботой. И Господь если и попускает какие-то беды, то на пользу этому человеку. Когда ты воспринимаешь события своей жизни как Промысл Божий, тогда видишь не какую-то угрозу вокруг себя, а  присутствие Божие, что Господь всегда находится рядом с тобой, даже в самых, казалось бы, неприятных ситуациях. Тогда уходят тревоги, уходят страхи из души, ты понимаешь, что Господь ведет тебя за руку и созидает тебя посредством преодоления трудных жизненных ситуаций.

– А как вообще относиться к таким предметам? Тот же ремень с молитвой…

– Хорошо надо относиться. Потому что когда молитва входит в нашу жизнь и даже предметы быта освящаются, на мой взгляд, это очень хорошо. Потому что XX век, к сожалению, оторвал быт от духовной жизни; был советский строй, безбожный. Люди приходили в храм – надевали платочек, крестились, кланялись, а выходили из храма и боялись перекреститься. И уже получалось такое раздвоение: одна жизнь в Церкви, другая – в миру.

Жизнь христианина должна быть цельной, и прекрасно, когда  и быт включает в себя какую-то религиозную атрибутику. Поэтому появляются и поясочки с такими надписаниями, и мы не боимся ходить с ними в миру. Например, я хожу в рясе, с крестом. В этом нет ничего страшного, потому что мы везде должны быть одинаковыми, у нас не должно быть никакого раздвоения.

Пояс «Живый в помощи», наверное, такое наглядное свидетельство для христианина, что он причастен к Божественной помощи. Просто в нашем сознании мы не ограничиваемся мысленным обращением к Богу, нам нужно еще и некое вещественное подтверждение: как крестное знамение, как поклоны, как свечи перед иконами. Так же и поясок с надписанием 90-го псалма и еще с какими-то молитвами – это такое вещественное подкрепление наших молитв.

– «Почему пропуск воскресных служб – такой большой грех?» Это вопрос от телезрителя.

– Вопрос хороший. Я не думаю, что это самый большой грех, потому что разные ситуации бывают у человека; может быть, он не мог посетить воскресную службу. Но все-таки Господь дал заповедь: шесть дней делай все дела твои, а седьмой день посвяти Господу Богу твоему. На самом деле ведь это очень небольшое требование – всего лишь один из семи дней посвятить Богу; это менее пятнадцати процентов от всего времени. А если мы представим, что все дни будут охвачены мирской суетой, что будет в душе у человека?..

Вообще, человеческая душа подчинена определенным ритмам. У нас есть биоритмы: суточный круг (мы утром встаем, работаем, а потом наступает время вечернего отдыха), недельный круг жизни (когда мы работаем, а потом нужно отдохнуть), есть годовой круг. И вот духовная жизнь тоже пронизывает ритм нашей жизни: мы молимся утром, молимся вечером, чтобы наше сознание не было захвачено каким-то мирским содержанием. Замечено (я делал такое наблюдение), что если православный человек ходит в храм, но не молится утром и вечером, то со временем у него начинает ослабевать вера, у него наступает некое маловерие. Почему? Потому что вера в Бога напрямую связана с молитвой, с нашим личным обращением к Богу. Поэтому если христианин, скажем, год не будет молиться, то через год он задумается, есть ли вообще Бог; потому что он к Богу не обращается.

Но недостаточно молиться только утром и вечером (наше молитвенное правило не такое продолжительное), важно еще прийти в храм. И наблюдаются удивительные вещи: ты приходишь в храм одним (с одними мыслями, задавленный какими-то проблемами), а храмовое богослужение тебя настолько преображает, что выходишь просто обновленным, и это дает тебе духовные силы на всю последующую неделю. То есть это нужно для нашего внутреннего обновления.

Конечно, были такие канонические правила (VI Вселенский Собор), где говорилось, что если христианин три воскресных дня игнорирует церковное общение, то он уже отлучается от этого общения. То есть если ты пропускаешь три воскресных дня, то уже непонятно: ты вообще в Церкви или нет. Но я думаю, что каноны просто говорят нам о некоторых духовных угрозах. Если мы перестаем посещать богослужение, тем самым просто отпадаем от Бога; все очень конкретно, просто и ясно. Невозможно быть с Богом, не приходя в храм, не участвуя в таинствах Исповеди и Причащения Святых Христовых Таин.

– Допустим, человек по воскресеньям работает. Если он приходит в храм в другой день недели, это тоже засчитывается (простите за грубое высказывание)?

– Конечно. Речь не о том, что только в воскресный день, но чтобы один раз в неделю ты непременно все-таки побывал в храме. Это будет  духовно дисциплинировать. В духовной жизни очень важна именно дисциплина; если этого не будет, душа начнет расслабляться. Это так же, как в любой другой сфере: в спорте, в любом профессиональном развитии. Если человек не будет постоянно в теме своей работы, то он начнет деградировать.

То же самое здесь: духовная жизнь требует постоянной внутренней дисциплины, организации себя на молитву, на присутствие в храме. Иногда (когда лень) нужно себя просто даже заставить: все равно пойду, через силу. И происходят уникальные вещи: именно в храме силы как раз и начинают появляться. Поэтому христианину в храм все-таки нужно идти.

– Вопрос, тоже заданный телезрителем: почему среди верующих так часто проскальзывает неуважение, пренебрежение и презрение к тем, кто принадлежит иной вере?

– Я думаю, что это все-таки не к каждому верующему относится. Вообще, неуважительность происходит из внутреннего неблагоговения, когда мы перестаем видеть в другом человеке образ Божий. Мы уже упоминали сегодня преподобного Макария Египетского, вспоминается другой случай из патерика, когда он шел куда-то с учениками. Один ученик шел быстрее, повстречал языческого жреца и спросил: «Куда ты идешь, мурин (или эфиоп)?», назвав его так невежливо. В итоге жрец отреагировал очень жестко, причинил даже какие-то побои этому ученику. А потом жрецу встретился преподобный Макарий Египетский, который говорит: «Куда ты идешь, добрый человек?» Жрец настолько удивился его доброте, что сам расположился к христианству.

Поэтому, думаю,  христианин должен абсолютно к любому человеку относиться как к образу Божьему. Если другой человек придерживается каких-то иных взглядов, если он даже верит как-то иначе, то относиться к этому надо терпимо, ведь агрессия или неуважительность не вызывают никакого ответного уважения. И как мы сможем расположить другого человека к православной вере, если будем как-то его критиковать, относиться к нему крайне неуважительно (как это было задано в вопросе)?

В целом, мне кажется,  верующие все-таки достаточно уважительны. Бывает иногда некая фанатичность у кого-то, которая лишает внутреннего мира, и человек начинает всех вокруг подгонять под свои правила, тогда уже происходят и какие-то оскорбления и нет уважения. Но это все-таки крайность.

– Кроме того, надо понимать, что тебя воспринимают как православного, и если ты кого-то осуждаешь (порой мы ведем себя неправильно), то человек говорит: ваша Церковь вся такая.

– Мне приходится общаться не только с православными братьями и сестрами, но и с протестантами, с теми, кто придерживается каких-то иных воззрений. На самом деле они очень чувствуют, когда ты относишься к ним с добром, с любовью, тогда и они к тебе располагаются и потом уже начинают воспринимать твое слово о Христе, о православной вере, о преимуществах Православной Церкви. На самом деле многие протестанты чувствуют, что им чего-то не хватает сравнительно с Православной Церковью. У них нет таинств, как у нас, у них нет исповеди, они не могут покаяться, соответственно – получить разрешение грехов. У них нет таинства Евхаристии; просто какое-то воспоминание о Тайной Вечере у них присутствует, но таинства Евхаристии у них нет. Поэтому у многих протестантов внутри присутствует тоска по подлинным таинствам, которые имеются в православии. Но если мы будем к ним агрессивно относиться, как они к нам придут? Им и так трудно, они сформировались в другой традиции, и чтобы их привести к православию, нужно максимально дружелюбно относиться к этим людям, тоже как к братьям, сестрам, но которые временно находятся вне православия.

– Вопрос телезрительницы: «У меня внучка лечится у психоневролога, но ничего не помогает. Она, как в простонародье говорят, бесноватая. И что бы мы ей ни говорили, например, про Церковь или чтобы она надела крестик, она прямо свирепеет. Мы не знаем, что с ней делать. Как можно помочь в такой ситуации? В Церковь она не идет, а врачи ей не могут помочь».

– Видно, что здесь достаточно трудная ситуация, какое-то очень жесткое проявление формы душевного расстройства. И вот так, с ходу, трудно что-либо сказать; я считаю, что нельзя с ходу отвечать, потому что мы не знаем подробно всей ситуации. Есть и ряд чисто психических расстройств, при которых человек болезненно реагирует на все вокруг, и иногда нужно просто пролечить его в стационаре, чтобы он пришел в себя. Потому что обращение ко Христу, приобщение к святыням предполагает сознательное отношение. А если сознание захвачено каким-то недугом, то человек не отвечает за себя, начинает на все реагировать колко, тем более если вдруг со стороны на него давят: «Вот тебе икона, вот тебе крестик». Он не может это принять, у него психика все отторгает, потому и происходят такие острые формы.

Видимо, здесь нужны две важные вещи: лечение продолжать обязательно, потому что здесь задействована и психическая сфера; возможно, какое-то время нужно и стационарное лечение. Но помимо этого нужно подключать и духовное. Каким образом? Если сам ребенок сейчас не воспринимает святыню, то нужно организовать с благословения батюшки совместное моление близких людей, взять на себя какое-то молитвенное правило. Допустим, все в определенное время будут читать канон Божией Матери. Готовясь к причастию, мы читаем три канона, и канон Божией Матери включает в себя очень много прошений, которые идут как раз от сердца к Богу для разрешения подобных трудных ситуаций.

Когда берется именно такая общая молитва и все в одно время молятся, то это принесет плод, непременно даст результат. Может быть (но нужно пообщаться с духовником), нужно взять на себя какой-то обет, но обет выполнимый, ради исцеления своего чада. Когда серьезно относятся к подобным проблемам, то есть берется молитва, молятся многие люди, берется какое-то духовное правило и даже дается обет, то, как правило, происходит исцеление.

– Христианин и политическая ситуация в стране. Вопрос, конечно, злободневный, но такова у нас реальность, мы живем в то время, когда в СМИ постоянно что-то нагнетается. Как жить православному христианину: ходить ли на митинги, участвовать ли в каких-то политических образованиях и так далее? Как правильно к этому относиться?

– Наверное, то, что я скажу, – это мое личное восприятие. Я на митинги никогда не ходил, не видел в них какого-то смысла. От христианина что требуется? Самое главное – быть ответственным работником на своем месте: где ты поставлен, там старайся выполнять все по совести. Основные проблемы страны не из-за того, что мы не ходим на митинги, а из-за того, что часто происходит какая-то безответственность, человек не выполняет то, что он должен выполнять, ссылаясь на плохую зарплату, на то, что приходится еще где-то подрабатывать. И из-за такого плевого отношения к своему делу страдает работа. А представьте, когда это в масштабах всей страны… И понятно, что невозможно навести порядок везде. Поэтому христианину лучше бы начинать с самого себя, с ответственной работы на своем месте.

Церковь аполитична, это мы знаем, то есть она не вмешивается в какую-то политику, поэтому не может отдавать предпочтение какой-то политической  партии. В то же время, хотим мы того или нет, но Церковь иногда невольно оказывается задействованной в каких-то политических процессах. Это связано с тем, что мы вынуждены где-то защищать свои интересы. Допустим, был принят закон, больше направленный против сектантов, которым запрещается религиозная проповедь на улицах. В основном этим занимались как раз сектанты. Или совсем недавно вышел закон, когда теология официально признана наукой, включена в реестр ваковских дисциплин. То есть происходит признание богословия как науки; таким образом, православие выходит на новую ступень. В каком- то смысле это тоже некое политическое решение. Но в данном случае это происходит как-то само собой, потому что многие политики стали православными, вот в чем все дело. То есть политик становится православным христианином и, конечно же, начинает и на политической арене отстаивать правила Православной Церкви. А по большому счету какие это правила? Это борьба за нравственность, против однополых браков, борьба против абортов, против всевозможных уклонений.

Я прямо скажу, что с политикой мало связан. Думаю, ходить на митинги смысла нет. Насколько мне известно, сейчас очень многие вопросы решаются путем обращения к власти через официальные порталы.

– Я думаю, Вы ответили на вопрос. Это очень важное замечание, что нужно делать свое дело, потом что-то да и получится.

– Вопрос телезрителя из Рязанской области: «Можно ли организовать общероссийский молебен ко Господу, чтобы в России улучшилась погода? Вы сами знаете, какая погода сейчас стоит в России».

– Спасибо за вопрос. Я думаю, что теоретически это возможно. Кстати, совсем недавно было заключено даже соглашение Русской Православной Церкви с МЧС, где рассматривался вопрос участия священнослужителей в преодолении последствий каких-то экологических кризисов. Допустим, где-то горит лес – служатся именно молебны о преодолении пожаров, и потом священнослужители оказывают духовную помощь пострадавшим лицам. В местах стихийных бедствий организуются походные часовни, которые быстро выстраиваются, там присутствует священнослужитель.

Есть даже молебен, который связан с экологической ситуацией в стране, если не ошибаюсь, даже есть какой-то день, когда положено его совершать (к сожалению, не могу точно назвать). Теоретически возможно организовать общее моление. Я знаю, что в епархиях это совершается: люди обращаются в епархиальное управление, и совершаются такие молебны об улучшении погоды. Но этот вопрос надо обращать не ко мне, а непосредственно к епархиальному управлению, где Вы находитесь. Думаю, на это могут обратить внимание.

– По крайней мере, имеет место такая практика. Ведь мы же молимся о даровании дождя, чтобы урожай был. Так же и здесь.

Вопрос, наверное, последний на сегодня: что совершается на соборовании?

– Хороший вопрос. Многие люди почему-то боятся этого таинства.

– Или ходят для галочки, потому что положено.

– Некоторые ходят для галочки. Таинство Соборования – одно из семи таинств, значит, оно является весьма существенным и значимым в духовной жизни христианина. Чинопоследование таинства Соборования ставит две цели. Непосредственная цель – это освобождение человека от телесных и душевных недугов.

Кстати, что касается задаваемого сегодня вопроса, если возможно, то можно было бы и пособоровать этого ребенка, но если она никого не подпускает, совершить это очень трудно, нужно только служить молебен о здравии.

Таинство Соборования необходимо тогда, когда человек болеет какой-то тяжелой болезнью, и я лично знаю случаи, когда люди действительно исцелялись. Но на протяжении всего чинопоследования таинства Соборования присутствуют молитвы о прощении грехов больных людей. Ведь зачастую болезни посылаются за какие-то грехи. И в конце таинства Соборования читается даже разрешительная молитва от грехов. Отсюда и родилось такое понимание, что в таинстве Соборования прощаются забытые грехи или грехи, совершенные по неведению. Мы не можем вспомнить все свои грехи, когда идем на таинство Исповеди, а может быть, какие-то грехи стали причиной нашей болезни. И вот для того, чтобы устранить эти грехи, совершается таинство Соборования, где зачитывается даже разрешительная молитва. Есть, конечно, богословская дискуссия насчет того, так это или не так, тем не менее для освобождения от телесных и душевных болезней это таинство однозначно совершается.

– Отец Валерий, спасибо Вам за сегодняшнюю беседу. Напоследок я попрошу Вас обратиться к телезрителям и подытожить нашу передачу.

– Дорогие братья и сестры! Самое главное, помните, что Господь находится всегда рядом с нами. Какие бы беды ни случались в нашей личной жизни, какие бы катаклизмы ни случались в нашей погоде, мы не являемся брошенными, оставленными, всегда рядом с нами присутствует Господь Бог. Поэтому важно в любом месте, где бы ты ни находился, обращаться ко Господу с искренней, сердечной молитвой и помнить, что Господь рядом, Он с нами. Значит, нет поводов для отчаяния, уныния. Будем стараться просто молиться, нести в нашу жизнь больше радости, света и являть к нашим ближним дружелюбное отношение.

Ведущий Сергей Платонов

Записала Нина Кирсанова

Просмотр (439)