О благодати Божией

Понедельник, 12.06.2017 22:12

12 июня 2017 г. в прямом эфире телеканала «Союз» священник Валерий Духанин рассказал о том, что такое Божия благодать, как ее обрести и каких ошибок следует остерегаться на пути стяжания благодати Божией.

– Совсем недавно мы отпраздновали Пятидесятницу (в этот день на апостолов сошел Святой Дух в виде огненных языков). Потом Неделя всех святых, праздник всех святых… Почему-то захотелось поговорить на тему благодати. Что такое благодать Божия, как она проявляется и как правильно понимать это явление в нашей духовной жизни?

– Вопрос очень хороший. Если мы откроем Священное Писание, в частности Новый Завет, увидим, что там достаточно часто встречается это слово – благодать. Благодатью вы спасены, и сие не от вас – Божий дар (ср.: Еф. 2, 8). То есть благодать теоретически в богословии объясняется, но понять рационально ее бывает трудно, потому что это должно ощущаться на собственном опыте.

Я помню, когда учился в лавре, в Московской духовной семинарии, часто посещал одну монахиню. Ей было уже за 80 лет, она жила при лавре. Помню, как она причащалась на дому. Я приводил к ней батюшку, она достаточно долго исповедовалась, и потом ее причащали. При этом каждый раз, когда происходило причащение, удавалось наблюдать в буквальном смысле чудо. Только что перед тобой был утомленный человек, который где-то и роптал до исповеди, утомлялся от жизненных скорбей, но когда она причащалась Святых Таин (это трудно передать), с ней буквально происходило изменение: она преображалась, и из глаз ее как будто исходил какой-то свет, отблеск неба – чистота неземная, мир, спокойствие и любовь. И ее слово после причащения тоже становилось совершенно иным, она уже сама тебя укрепляла, поддерживала. То есть это было благодатное слово, и чувствовалось, что благодать действительно в ней присутствует после причащения Святых Таин.

Что же такое благодать? Если мы откроем догматические книги, то увидим, что…

– …целый раздел ей посвящен.

– Да. Что это нетварная Божественная сила, нетварное Божественное действие. Нетварное – потому что несотворенное, от вечности присущее Богу. Сила – потому что она врачует наши немощи, какие-то недостатки. Но по большому счету, если сказать реально, Божия благодать и есть явление Самого Господа, Его присутствие рядом с нами. Когда пророк Моисей увидел куст, объятый пламенем, который не сгорал, он обратил на это внимание. К нему из этого куста обращается Сам Господь Бог. Он говорит: сними обувь с ног твоих, потому что земля, на которой ты стоишь, есть земля святая (ср.: Исх. 3, 5). То есть благодать явилась в виде пламени.

Тут мы можем вспомнить, что и в день Пятидесятницы благодать Божия к апостолам нисходит тоже в виде огня. Но на самом деле это явление Самого Бога, это Господь присутствует рядом с людьми, являет Себя, поэтому нельзя благодать представлять как некую силу, оторванную от Бога. Это не так. Это именно Сам Господь являет Себя, Он согревает человека духовным теплом, Он дает ему какую-то духовную силу, и за счет этого человек может духовно преображаться, духовно восходить к высотам своей христианской жизни.

– Когда человек причащается, это же тоже одно из дарований благодати Божией нам, людям?

– Правильно.

– Говорят и написано, что мы причащаемся Божественной энергии. Можно перейти к каким-то проявлениям благодати Божией, которая нисходит на людей?

– Я как раз привел пример – причащение Святых Таин. Я, кстати, вспоминаю самого себя. Когда только-только воцерковлялся, приходил в храм – и после литургии было совершенно особое состояние на душе, какая-то удивительная радость и любовь ко всем людям. Тогда я еще теоретически не пытался осмыслить, что это такое, но теперь  могу точно сказать, что это именно действие Божией благодати. Потому что Божия благодать – это тоже явление Божьей любви. Когда любовь Божия прикасается к сердцу человеческому, такое сердце тоже исполняется любви ко всем окружающим.

Став священником, я могу наблюдать: всегда литургия (когда ты до этого сам и молишься, и обязательно исповедуешься, чтобы никакого груза на тебе не было), причащение Святых Таин каким-то удивительным образом меняют тебя. После литургии ты выходишь совершенно обновленным, уходят все эмоции, накопившиеся переживания, все становится вторичным, утрачивает свою остроту. И все жизненные скорби, которые тебя до этого волновали, которыми ты был озабочен, уходят, рассеиваются. Ведь в причащении нам действительно дается благодать, и эта благодать самая существенная, она проницает человека, наполняет его.

Вспоминаю слова старца отца Кирилла (Павлова), архимандрита, который отошел ко Господу: если после причащения ты чувствуешь, что нет мира на душе, это значит, был какой-то неисповеданный грех или ты не смог решить какую-то духовную проблему. Потому что такого в принципе не должно быть. Всегда после литургии должно быть состояние мирное, радостное. В своем сердце ты, конечно же, должен испытывать любовь. Если этого нет, значит, по какой-то причине ты не коснулся Божией благодати.

– А какие еще есть проявления Божией благодати, кроме Причастия? Где еще мы можем ее получить?

– На самом деле вся жизнь Церкви наполнена благодатью. Когда совершался праздник Святой Троицы, Сошествия Святого Духа на апостолов, во время богослужений мне пришла такая мысль, что это, может быть, центральный праздник, потому что на каждом богослужении каждая молитва заканчивается прославлением Отца и Сына и Святого Духа, то есть прославлением Троицы. А праздник Троицы как раз приходится именно на день Пятидесятницы, потому что именно в этот день Сын Божий от Бога Отца ниспосылает Святой Дух апостолам. Ведь Церковь – это не просто собрание верующих (несколько человек собрались и сказали, что они верующие), нет. Это общество верующих, приобщенных к Духу Святому. Господь даровал Святого Духа именно в день Пятидесятницы.

Жизнь Церкви на самом деле и есть жизнь благодати Святого Духа в Церкви, Который исполняет любое богослужение, чинопоследование; тем более пребывает в таинствах. Мы знаем, что благодать освящает даже стихии, поэтому крещенская вода даже иногда исцеляет людей от каких-то болезней. В духовном смысле она помогает, защищает от демонических проявлений, потому что темные силы, силы падших духов, боятся благодати Божией, а она присутствует в святой воде. То есть на самом деле в Церкви благодать присутствует – во всех проявлениях Церкви.

– Мы понимаем, что Церковь есть благодать, слышим это в проповедях, в принципе это понятно. Но люди часто задают другой вопрос. Они хотят чувствовать эту благодать как-то отдельно. Причастился – почувствовал благодать. И они спрашивают, как понять, есть эта благодать или нет. Часто бывает, мы приходим в храм, наши мысли о другом, мы этого не чувствуем. Но какие-то маленькие всплески мы ищем…

– Я думаю, опасно акцентировать внимание на своих чувствах. Если приходишь в храм и сосредоточиваешься на внутренних ощущениях (коснулась тебя благодать или нет, что ты чувствуешь), то здесь очень легко впасть в обольщение. Получается, такой человек начинает сам культивировать внутри себя какие-то чувства и потом пережевывает эти ощущения. На самом деле он, может быть, сам играет своими чувствами таким образом.

В духовной жизни важно избегать всего искусственного, наигранного, поэтому лучше всего специально не обращать внимания на чувства, а жизнь христианскую выстраивать в простоте. Нам даны заповеди Божии, мы призваны молиться ко Господу внимательно, раскаиваться в своих грехах, освобождать свое сердце от груза грехов. Если уж на что и нужно обращать внимание, это на то, что мешает нам приобщиться благодати Божией. Если в доме окна закрыты, то свет туда никогда не проникнет. То же самое происходит с нашей душой, когда душа закрыта от света благодати Божией за счет грехов, страстных привязанностей, падений. Задача христианина заключается не в том, чтобы почувствовать в себе проявления благодати, а, наоборот, стараться замечать в себе греховные несовершенства, от которых следовало бы освобождаться, прикладывать к этому усилие. Когда ты освобождаешься от грехов, то открываешь свою душу навстречу Божией благодати, и она сама воздействует на тебя. Но не нужно пытаться контролировать этот процесс. Когда мы пытаемся уловить этот момент, в каком-то смысле пытаемся это проконтролировать, и тогда благодать совершенно точно пройдет мимо тебя. То есть тут все не так просто, как кажется.

– То есть не нужно себя заставлять думать так: вот я сейчас буду причащаться каждую службу и буду исполнен благодати, буду такой хороший. Получается, это ошибочное суждение? Многие именно так и думают.

– Мы должны в простоте сердца приступать к Святой Чаше и осознавать себя последними грешниками. Видеть свои грехи и покаянно молиться и приступать ко Святому Причащению, осознавая свое недостоинство. А все остальное уже предавать в руки Божии. Как правило, когда такой человек осознает свое недостоинство, то именно ему Господь и подает состояние мира души, это внутреннее освобождение, которое неподвластно твоему воображению, каким-то личным манипуляциям. Поэтому ты действительно испытываешь Божию благодать, чего сам даже не ожидал, чего не хотел и даже, может быть, не настраивался на это. А она приходит, радует и подает утешение.

Святые отцы иногда выделяют даже виды благодати, обычно это три вида. Первый – благодать призывающая. На самом деле благодать Божия единая, потому что это явление Господа, это Его сила, Его свет. Но когда Господь хочет призвать человека, Он касается его души, и такой человек вдруг чувствует неудовлетворенность окружающим материальным бытом. Вот он жил обычной мирской жизнью, трудился (или, наоборот, не мог найти работу), но стремился к чему-то материальному. И вдруг он видит, что все это не насыщает его душу. И у него внутри наступает какое-то отторжение от этого растленного, утопающего в грехах мира. Он чувствует, что душе его чего-то не хватает, как это было с блаженным Августином. Он описал этот опыт в «Исповеди». Начинает он свою книгу со слов молитвы, обращенной к Богу: «Ты, Боже, создал нас для Себя, и беспокойно наше сердце, пока не успокоится в Тебе». То есть ничто земное не может насытить душу человеческую. Но обычно мы в обольщении этого не замечаем. И когда Господь прикасается души человеческой, то благодать себя проявляет именно через мучение человеческой души, когда он чувствует неудовлетворенность окружающим его бытом. Вроде бы все есть, а не хватает чего-то. И друзья есть, и семья, и работа, а не хватает чего-то главного. На самом деле не хватает именно Бога. Призывающая благодать – это такое прикосновение Господа, когда душа начинает обращаться к Богу.

– Вопрос телезрительницы Лидии: «Я один раз принимала Причастие и только отошла от батюшки, как настало такое состояние, как будто меня пронзило сверху донизу,  даже сосуды все, и ноги подкосились. Я не поняла, что это такое. Ослабела, подержалась за кого-то, потом пошла дальше».

– Если Вы не знаете, конечно, нам тоже трудно с ходу провести диагноз этой ситуации. Иногда  наше физиологическое здоровье не выдерживает, и в каких-то ситуациях нас что-то может будто пронзать. Действительно, бывает и так (я знаю такие случаи), когда человек подходит к святым мощам какого-то угодника. Один из таких людей засомневался: мол, зачем я иду? Это было в лавре, он шел к мощам преподобного Сергия Радонежского, а сам еще не был утвержден в церковной жизни. Он подумал, зачем это, ведь какие-то мертвые кости, наверное. И вот когда он прикладывался, то почувствовал, что его будто ток пронзил. Тогда он наглядно понял, что это не просто кости умершего человека, а особая святыня, потому что у святых людей все свято – и души, и тела. Ведь что такое на самом деле мощи святых? Это телесное одеяние святого человека. Это то телесное одеяние, которое было при жизни, и оно остается с нами для того, чтобы и мы могли приобщиться той благодати, которой святой приобщился во время земной жизни.

Поэтому, конечно же, благодать Божия может и таким ощутительным образом воздействовать на человека. Но я думаю, что лучше всего Вам все-таки специально не пытаться как-то это оценить. Просто было и было, и дальше нужно стараться искренне исповедоваться, молиться внимательно и не задумываться о том, что было в той ситуации.

– Итак, каков же второй вид благодати?

– Это благодать утверждающая, которая помогает христианину устоять в добре. Бывают в жизни такие ситуации, когда мы вроде бы ведем духовную жизнь, но потом начинаем ослабевать. Может получиться так, что через какое-то время ты забрасываешь и молитвенное правило, у тебя исчезает тяга к духовной жизни, потому что твоя греховная природа проявляет себя, возникает леность. Но наступает момент, когда внутри вдруг что-то начинает жечь,  просыпается совесть. Благодать Божия на этом этапе помогает христианину вернуться к своему христианскому образу жизни, чтобы не отпасть, не прийти в леность. Если христианин не будет допускать преднамеренно каких-то тяжелых грехов, отрекаться от христианской жизни, то благодать Божия, несомненно, будет ему помогать.

У меня перед глазами живой пример одного молодого христианина, который старался подвизаться, но в один момент его очень сильно потянуло на плотские грехи. Но он не мог впадать в эти грехи, что-то его останавливало. И потом он все-таки поступил очень опрометчиво – просто снял с себя нательный крест. Когда он это сделал, ему удалось впасть в блуд. Правда, после этого он каялся. Я хочу сказать, что Господь постоянно пытается нас удержать в духовной жизни и способствует нашему исправлению. Но когда мы решительным образом отказываемся от помощи Божией, от того, что защищает нас (ведь преднамеренное снятие креста – это понятно, что он выразил свое личное желание, сказал Христу: не хочу быть с Тобой), тогда лишаемся  защищающей благодати. Когда он лишился этой защищающей благодати, тогда и впал в грех. Поэтому нужно, конечно, всегда помнить, что нам требуется просто хранить себя от таких опрометчивых поступков, а Господь всегда находится рядом, Он не оставит, Он поддержит в любой ситуации.

– А если человек совершил этот шаг, отказался от Бога, можно ли сказать, что благодать его покинула окончательно? Можно ли сказать, что он в этот момент безблагодатный?

– Тоже нет. Мне вспоминается одно древнее повествование из патерика про человека, посвятившего себя Богу. Однажды он увидел дочь языческого жреца, и так она ему понравилась, что он захотел во что бы то ни стало завладеть ею. Ему было поставлено условие отречься от Христа и посвятить себя дьяволу. Он сложил с себя свое служение, решил отречься от Бога, но когда жрец обратился к духам, те вдруг открыли ему, что не могут завладеть этим человеком, потому что «его Бог до сих пор не оставил его». Жрец, отец красавицы, говорит: «Знаешь, я не могу выдать за тебя свою дочь, потому что твой Бог до сих пор не оставил тебя». Когда мужчина услышал это от Божьего врага, это его настолько поразило, что он раскаялся, пошел к пустынникам, монахам, рассказал об этом – что, оказывается, Господь не отказывается от человека, даже когда сам человек отрекается от Бога. То есть Господь всегда являет какую-то помощь и до последнего старается человека удержать.

Старец Паисий Святогорец рассказывал как-то одно предание про Иуду: когда Иуда решил покончить с собой, он повесился, но ветви дерева склонились, так что его ноги опустились на землю. Но когда ноги опустились на землю, Иуда их поджал и таким образом свое преступное начинание довел до конца. А Господь пытался его призвать, не оставлял его до последнего. И только когда человек окончательно закрывается от Бога, когда он во что бы то ни стало старается продвинуть что-то свое, то Господь остается в стороне и такой человек может погибнуть.

– А в крещении (или даже до крещения) в каком состоянии пребывает человек? В крещении, мы говорим, человеку даруется благодать.

– Конечно, до крещения действует именно призывающая благодать Божия: Господь подает человеку такие ситуации, чтобы он разочаровался в мирской жизни – суетной, посвященной страстям греховной жизни, и чтобы хотя бы немножко склонился в сторону чего-то духовного, задумался. А вот таинство Крещения меняет человека кардинально. Конечно, иногда спрашивают: как же так, мы видим, что человек после крещения тоже может грешить, по образу жизни не отличается от некрещеного человека. Но на самом деле разница кардинальная. Святитель Феофан Затворник и святитель Игнатий единогласно говорили, что крещеный человек – это человек, которому  уже дана благодать. Это как семя, вложенное в землю. Но оно еще должно прорасти.

Это то же самое, как богатство, данное какому-то человеку, может остаться под спудом. Вот он получил какое-то сокровище, запрятал в сундук, зарыл в землю, и оно остается невостребованным. Он его никак в своей жизни не применил, ничто не смог на него построить, никуда его не употребил. То же самое происходит с людьми, которые крестились. Они приняли сокровище благодати, но в духовной жизни это никак не реализуют. А ведь на самом деле это сокровище огромное – это рождение в вечную жизнь. В благодати Божией дается то, что было у первозданного человека.

Чем первозданный человек особенно отличался? Когда был сотворен первый человек, мы читаем в Священном Писании, Бог вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою. По толкованию святых отцов, это дыхание жизни было благодатью Святого Духа, которая всеяна в естество первозданного Адама. Чем человек отличается от животного? На самом деле именно благодатью Святого Духа, которая дана была только Адаму, в отличие от всех других живых существ. Поэтому когда человек утратил Святой Дух, тем самым он в каком-то смысле подчинился животной жизни, и в людях стало господствовать животное начало, стали проявляться низменные инстинкты. Потому что человек утратил благодать Святого Духа. Вместо общности с Богом он стал подвержен низменным влечениям, стал по подобию животных. Даже нрав человеческий во многом уподобился нраву хищных зверей.

Поэтому цель духовной жизни – вернуться к тому состоянию, которое утратил Адам первозданный, опять обрести благодать Святого Духа. Эта благодать, во-первых, дается нам в крещении, но чтобы ее хранить в чистоте, необходимо подвизаться. Святые отцы говорили: что душа для тела, то благодать Святого Духа для души. То есть тело человеческое живо, пока душа присутствует в теле. Но и душа является живой, пока в ней присутствует благодать Святого Духа. А когда человек лишается Святого Духа, то его душа умирает для вечности. Так что нет иной цели духовной жизни, кроме как стяжание благодати Святого Духа.

Еще у меня рождается такой образ. Когда человек получил какую-то рану, у него вытекает кровь, он теряет силы и становится немощным, не может ничего делать. Обескровленный человек – это немощный человек. То же самое происходит с нашей душой, когда мы получаем какую-то духовную рану. Мы становимся в каком-то смысле духовно обескровлены, утрачиваем Святой Дух и тоже становимся немощны. Если человек лишен благодати Божией, в нем тут же просыпаются его низшие стороны, он становится раздражительным, вспыльчивым, мелочным, злобным. А когда человек приобщен благодати Святого Духа, то эта благодать восполняет в нем любые недостатки.

Я общаюсь с некоторыми достаточно опытными духовниками (я бы сказал, со старцами). Чисто по-человечески можно сказать, что они подвержены разным недугам, у кого-то даже онкология. Но на самом деле в духовной жизни они оказываются настолько жизнерадостными, бодрыми, активными, что непонятно, откуда у них берутся силы, когда тело подвержено всевозможным болезням, а в душе присутствует удивительная сила. Потому что это не их сила, не человеческая – сила от благодати Святого Духа. Она изнутри просвещает человека, дает ему силы духовные.

– Мы еще не договорили о третьем виде благодати.

– Третий вид благодати – благодать освящающая, которая возводит христианина к определенному духовному совершенству. Конечно, нам, наверное, это трудно описать, потому что мы этого не сподобились еще. Этого сподобляются особые подвижники Божии, которые показали верность Христу в исполнении заповедей. Божия благодать присутствует как особая освящающая сила, и когда мы находимся рядом с этими людьми, нам тоже становится хорошо от ощущения Божественной благодати, наглядно присутствующей в этих людях. То есть на третьем этапе Божья благодать возводит человека к святости, можно так сказать.

Что такое святость? Святость – это не человеческое качество, не то, что у человека добрый характер или он отзывчивый по природе. Святость – это прежде всего приобщенность к Богу, потому что только Бог по природе Свят. Причастность Божественной благодати и делает такого человека святым. Термин «свят» близок термину «свет», в богословии обычно эти два термина соотносятся. Божия благодать часто проявляется как нетварный свет. Мы знаем, что этот свет просиял на горе Фавор, когда Спаситель преобразился перед учениками. Они чувствовали эту Божественную просиявшую благодать и говорили: «Господи, хорошо нам здесь быть!» Это ощущение блага, когда в душе становится хорошо; ты испытываешь особый мир, радость, внутреннюю гармонию, потому что соприкоснулся с Божественной благодатью и она сияет как свет.

Эта благодать посетила, кстати, и апостола Павла. Помните, он был гонителем Савлом, но когда направлялся в Дамаск…

– …увидел свет.

– Да, его с неба осиял свет. Это тоже проявление благодати Божией. Савл не был крещен. Вот Вы спрашивали про действие благодати до крещения. Но Господь его призывает через явление Своей благодати как света, и этот свет его даже ослепил на какое-то время, потому что по своему внутреннему состоянию Савл не был способен воспринять Божию благодать. Но у него благодаря этому явлению Божию происходит перемена внутри, полное переосмысление ценностей. И он сам становится учеником Христовым, величайшим апостолом и проповедником Божиим.

Божия благодать часто являет себя именно как свет. В Ветхом Завете говорится, когда Моисей спускался с горы Синай, от него исходил свет и его соплеменники не выносили этого сияния, так что он покрыл свою голову плащом, чтобы сияние света не поражало соплеменников. В Новом Завете это сияние уже постоянно проходит сквозь жития святых. И у преподобного Сергия Радонежского очень часто в житии мы встречаем это сияние света, когда он созерцал видение многих птиц. Это было в ночное время, ему было дано прозреть, сколько будет у него учеников и последователей, и эти птицы летали в Божественном сиянии. Потом, когда ему явилась Божия Матерь, тоже было дано сияние этого Божественного света. Как мы знаем из бесед с Мотовиловым, он писал: представьте сияющее солнце и в середине этого солнца лицо человека, разговаривающего с вами. Вот так тоже просиял Божественным светом преподобный Серафим Саровский. Этот свет согревал и просвещал, и внутри было ощущение удивительного мира. Такой человек, конечно же, исполняется Божественных даров.

– Вопрос телезрительницы: «Наш батюшка имеет два храма, и служба в воскресенье идет и там, и там – у нас в восемь часов, а там в десять. Но один батюшка не может провести два раза причастие… Службу мы дочитываем до „Достойно и праведно есть…“, все остальное пропускаем – и сразу песнь Богородице. Такая как бы укороченная литургия. Как считается, это нормально, причащаться так Дарами?»

– Спасибо за вопрос. Слава Богу, что у этого батюшки столько внутренних сил, чтобы совершать службу не только в одном храме, но и в другом. Здесь как раз мы видим, что благодать Божия его поддерживает. Я тоже знаю такого священника, он служит в Голландии, отец Сергий. Там ему приходится ездить от одного прихода к другому, от одной общины к другой. Нужно понимать, конечно же, он не может везде совершить литургию, поэтому литургия служится только в одном храме, а в других храмах – обедница. Это чин, который в чем-то подобен литургии, и тогда причащать уже можно только запасными Святыми Дарами, но это вполне полноценное причащение.

Я в самом начале нашей беседы упомянул монахиню Нину, которая мне очень запомнилась со студенческих семинарских лет. Она ведь причащалась запасными Святыми Дарами, при этом ее лицо преображалось так, как я не видел и у прихожан, посещающих храм и присутствующих на большой, полноценной литургии. То есть на самом деле Божия благодать посещает нас не за то, что мы отстояли какое-то длинное чинопоследование. Она касается сердца человеческого за искреннее покаяние, за чистоту нашего сердца, за то, насколько мы очистили себя, насколько смирились. Бог гордым противится, а смиренным дает благодать. Эти слова Священного Писания говорят: не переживайте, если вы не смогли посетить всю литургию, потому что в вашем храме это невозможно, но самое главное, вы от сердца помолились. И вам уже даются Святые Дары. В этих Дарах вас посещает Сам Христос, и Он, конечно же, исполнит чистое сердце Своей благодатью – сердце смиряющееся, сердце с покаянным настроем. Такая благодать будет исполнять вас.

– В то же время, если есть возможность быть на литургии, лучше побыть на литургии от начала до конца.

– Да, конечно, мы говорим о тех храмах, в которых нет такой возможности, куда батюшка приезжает уже после совершения литургии в другом храме. Но если мы себя оправдываем,  то все-таки обманываем сами себя… Не нужно воровать спасение. Сложившийся чин литургии очень мудрый, он потихоньку располагает душу человеческую к восприятию Божественной благодати. Я как священник наблюдаю это. Когда поначалу даже просто читаются часы, все собравшиеся еще приходят в себя, сосредоточиваются на молитве, пытаются настроиться как-то. А потом уже поются гимны, в которых мы прославляем Спасителя, совершается вход с Евангелием, когда поются заповеди блаженств.

Для себя я отмечаю, что когда совершается Великий вход, это кульминация, когда ты выходишь из алтаря одним, а заходишь уже другим. После Великого входа литургия совершается в совершенно особом измерении, даже как будто нет отсчета времени, будто ты действительно приобщился к вечности и уже где-то не здесь; какое-то таинство совершается, которое рационально необъяснимо. Но удивительным образом ты соприкасаешься с глубинами божественного духовного мира. Поэтому если ты не пришел к этому времени, все это теряешь. Что получится? Ведь святитель Феофан Затворник говорил, что ты идешь к причащению, но Господь может тебя и не причастить, потому что ты только внешне, телесно вкушал Святые Дары, а внутренне не смирился пред Господом. Допустим, утаил какой-то грех на исповеди, и у тебя душа оказалась закрытой. Если ты недостойно причащаешься, то вместо мира души внутри будет какая-то теснота и мрак. Ты можешь выходить раздраженный и никого не любишь. Вот какой яркий признак недостойного причащения – что после этого тебе все не так, ты будешь пихать других, высказывать недовольство. А достойно причастившийся – тот, кто осознает свое полное недостоинство, с открытым сердцем, с покаянным настроем причастился, у него в сердце мир, он любит других людей.

– Что такое благодать священства? Думаю, Вы лучше ответите. Целая молитва читается: «Божественная благодать, всегда немощная…» – и так далее. Эта благодать как-то отличается от обычной благодати, которая преподается, например, в  крещении?

– Да, вопрос даже интимного характера. Вспоминаю себя, когда я принимал крещение. У нас, кстати, как-то уже была беседа, я говорил, что тогда я именно впервые ощутил Божию благодать. Меня никто не учил вере в Бога. Родители не были верующими. Верующим я стал именно в момент крещения. Во время таинства, которое совершал батюшка (мне было 13 лет), я не понимал ничего из произносимого, ни одной молитвы, ни одного действия, но при этом было четкое ощущение внутри присутствия Божия, внутри мир, радость и свет. Так запомнилось мне таинство Крещения, но после этого долгое время этого не было. Наверное, только во время хиротонии, когда я тоже специально ни на что не настраивался, было какое-то удивительное ощущение, как будто бы взяли и окунули в Божию благодать во время этого посвящения. Это передать невозможно словами, ни с чем невозможно сравнить. Действительно, твою душу окунули в Божию благодать, вынули, и ты весь переживаешь это. Это ощущение чего-то неотмирного, что выше тебя, что не от тебя, не от каких-то твоих личных качеств, твоего характера, способностей, образования. Нет, это передать невозможно.

Действительно, в молитве такие слова: «немощная врачующая и оскудевающая восполняющая». А у меня до этого ведь и здоровье пошатнулось, я думал, как я там буду. На самом деле когда Божия благодать приводит в священство, все недуги отпадают, становятся настолько вторичными, что ты их уже перестаешь замечать. Действительно, ты понимаешь, что как священник ты существуешь только за счет Божией благодати, а не за счет каких-то своих сил – душевных, телесных. Передать это трудно, я думаю.

– Я попробую. Иногда на клиросе еле стоишь, любая возможность – и ты садишься, потому что устал. Ты же поешь или читаешь. А священник стоит эти долгие службы, не шевелится, читает молитвы и о чем-то еще думает. Как-то я бывал на исповеди у одного батюшки, ждал своей очереди до часу ночи. Думал, может, уйти – неудобно, долго… Слушаю Вас и понимаю: действительно, тут уже нечеловеческое усилие воли, наверное.

– Приоткрою такой секрет. Вообще стараюсь никому о нем не говорить, но Вы меня как-то расположили. Мне стало легче молиться, когда я стал священником. Не знаю, с чем это связано. Раньше вроде бы и молитвослов часами читаешь, доходишь до определенного предела – и все, дальше как будто дверь закрыта. Как стал священником, почувствовал, что эти двери открылись. И проходишь еще дальше. И нет того томления, которое было раньше. А особенно когда в алтаре, то часто так. Приходишь настолько уставший, задавленный какими-то делами, эмоциями, переживаниями, становишься в алтаре перед престолом, начинаешь молиться, идет служба. Пять минут проходит – уже становится легче, как будто груз с тебя снимается. Десять минут – еще легче, и дальше как будто с твоих плеч снимается какой-то груз. Я не знаю, как это передать, но это действительно происходит. Может быть, тут именно благодать Божия, благодать священства так себя проявляет. Я это не могу объяснить.

– Я тоже не могу это понять, но надеюсь, когда-нибудь…

– Господь Вас, несомненно, сподобит, потому что Вы закончили духовную семинарию, и Господь Вас призывает тоже к этому служению.

– Окончив семинарию, и даже не одну, я все равно многие вещи не понимаю. Порой кажется, что, только перешагнув, войдя в эти двери, тогда их и понимаешь…

– Все Господь открывает со временем. Что бы у нас ни происходило в жизни, Господь со временем дает понять и смысл духовной жизни, и смысл священнического служения.

Иногда мне вспоминается образ, который приводил преподобный Силуан Афонский. Он говорил, что очень трудно людям нецерковным объяснить то сокровище, которое внутри Церкви. Он сравнивает это так. Орел летает высоко и видит все, даже мельчайшие вещи, ему открыты просторы небесные. Но если он попытается это объяснить петуху, который вокруг своих кур ходит и гордо поднимает голову, вряд ли петух его поймет, потому что он ничего не видит, кроме своего двора, где обитает. Ему недоступны те просторы, которые открыты взору высоко парящего орла. То же самое происходит и в христианской жизни, когда христианин сподобляется приобщиться Божией благодати. Она ему открывает такие глубины духовной жизни, которые мирскому человеку, не пришедшему в храм, недоступны. Об этом как раз преподобный Силуан Афонский переживал и молился – чтобы люди, еще не обратившиеся ко Христу, все-таки пришли и постигли эту радость о Святом Духе. Наставления старца Силуана Афонского пронизаны этим переживанием благодати Божией и радости во Святом Духе.

Помню, читал еще на пути в храм, Церковь, и его наставления меня поражали этой искренностью, открытостью душевной и радостью о Святом Духе. Очень хотелось бы пожелать всем, кто нас сейчас видит, идти ко Христу, не бояться открывать двери своего сердца Господу, чтобы приобщаться Богу и обрести эту радость Святого Духа.

– Большое Вам спасибо за эту прекрасную беседу, я слушал с замиранием внутри. Думаю, и большая польза для наших телезрителей.

Ведущий Сергей Платонов

Записала Маргарита Попова

Просмотр (506)