Мощи святых — храмы Святого Духа

Среда, 24.05.2017 23:24

Кандидат богословия, проректор по учебной работе Николо-Угрешской духовной семинарии священник Валерий Духанин — о значении поклонения мощам святых для православных христиан.

Любимый святой русского народа

Принесение в Россию мощей святителя Николая Чудотворца из итальянского города Бари имеет исключительное, эпохальное значение. Почти тысячу, а если быть точнее, 930 лет — никто не имел возможности привезти из этих католических земель более менее значимую частицу мощей для поклонения православных христиан.

Это событие может восприниматься как посещение Руси самим Николаем Чудотворцем. Впервые с того момента, когда его честные мощи покинули территорию падающей Византийской Империи, их часть, хотя и на время, возвращается в земли православные. Напомню, в католическом городе Бари мощи святителя Николая оказались промыслительно в XI веке, будучи перенесенными из Мир Ликийских в тот момент, когда места земного служения святителя Николая были охвачены арабскими завоеваниями, и эта величайшая святыня могла погибнуть.

Принесение мощей в Храм Христа Спасителя говорит о расцвете Православия в России в наше время. О том, что духовная жизнь нашей страны возрождается. Более того, это событие можно воспринимать как особое благословение святителя Николая русскому народу, который, как мы знаем, особо почитает этого Угодника Божия. Уверен, именно Николай Чудотворец выражает собой те черты, которые всегда были присущи нашему православному народу. И на этом остановлюсь чуть подробнее.

Всему миру известно, что у нас, русских людей, открытая, широкая душа, обращенная к людям страждущим, бедным, неимущим. Наша добродетель — в расположенности помочь любому нуждающемуся. Но вместе с этим русский народ вот уже тысячелетие олицетворяет собой твердое исповедание православной веры. И то же самое мы можем наблюдать в житии святителя Николая. У него две наиболее характерные черты: с одной стороны, милосердие к ближним — он помогал тем, кто находился в крайне стесненных обстоятельствах. Но с другой стороны, он был твёрд в исповедании веры. Так, известно предание, согласно которому святитель Николай ударил по щеке Ария, когда тот пытался исказить православную веру. И именно в этом смысле Николай Чудотворец очень близок нашему народу.

Почитание мощей в православной традиции

Мощи святых, как об этом можно прочесть в святоотеческой литературе, являются храмами Святого Духа. Божественная благодать, которую обрел святой, освящает не только его душу, но и тело. Можно сказать, что мощи — это телесное одеяние, которое при жизни носил святой, и это одеяние тоже пронизано благодатью. Подчеркну: когда мы прикладываемся к мощам, то поклоняемся не просто останкам умершего человека, но святыне, в которой присутствует благодать Святого Духа. И каждый, кто прикладывается к святым мощам, становится причастным этой благодати.

Нам дорого все, что связано с человеком, которого мы любим: его личные вещи, письма, и после его ухода из земной жизни мы очень часто это почитаем и храним. И потому все, что связано со святыми людьми — а такие христианские подвижники, как Николай Чудотворец, нам особенно дороги и близки — мы тоже стараемся хранить. Мощи святых — это в каком-то смысле соприсутствие святых людей нам. То есть своими святыми мощами святитель Николай продолжает оставаться вместе с нами. И когда православный человек идет к мощам, то он должен понимать, что на самом деле идет к самому святому, и он вас видит, слышит и помогает. Именно поэтому так часто у мощей происходят чудеса.

«Крестный ход» к мощам святителя Николая

Сегодня очень часто можно услышать, что небольшие частицы святых мощей Николая Угодника имеются в разных российских храмах. Да, это так, но практически везде они находятся в минимальном размере. Разумеется, Божественная благодать не зависит от размера святыни, но сам факт торжественного же принесение значительной части мощей святителя из города Бари — действие совершенно особое, оно носит фундаментальный характер. В каком-то смысле это – многотысячный крестный ход к святителю, зримое единение нашего православного народа. И в этом смысле событие является поистине исключительным.

В заключение же мне хотелось бы сказать, что для Бога во многом ценно не только то, что мощи святых присутствуют в разных местах, но и само стремление людей приложиться к ним, выстаивание длительной очереди. Это — христианский подвиг, который верующие люди посвящают святителю Николаю. И этот подвиг принимается Господом как личное усердие на пути к Божией благодати. Такое стояние в очереди является духовным деланием и личным шагом к святителю Николаю. И не нужно бояться, что придется проделать такой путь — святитель видит этот труд. И по вашей личной вере и личному усердию, усердию вашей души, несомненно, подаст свою помощь.

Просмотр (7)