Уроки православия. Священник Валерий Духанин о Промысле Божием. Урок 6

Четверг, 27.10.2016 23:10

soyuz

Сегодня мы продолжим говорить о Промысле Божием со священником Валерием Духаниным и особое внимание обратим на то, как важно христианину научиться всецело вверять себя этой заботе и не сомневаться в том, что Воля Божия о нас, а значит и Его Промысл – всегда благие…

– Сегодня мы продолжим говорить о Промысле Божием со священником Валерием Духаниным – размышлять о том, как Господь постоянно заботится о нас, как мы должны учиться всецело вверять себя этой заботе и не сомневаться в том, что Воля Божия о нас, а значит, и Его Промысл – всегда благие…
Святитель Иоанн Златоуст учит, что Господь, промышляя о нашем спасении, являет нам много таких благодеяний, о которых мы даже не догадываемся, часто избавляет от таких опасностей, о которых мы не подозреваем, оказывает другие милости. И действительно, мы не знаем и знать не можем о том, сколько раз Бог ограждал и оградит еще нас от бед и несчастий. Однако об этом необходимо помнить и с полным доверием вручать себя в руки Божии, то есть не поступать по желанию своего самоуправного «я», а верить, что данный тебе жизненный крест есть для тебя единственное спасение.

Говоря об этом, отец Валерий особое внимание обращает на то, что разговор о Промысле Божием – это не только разговор о страданиях и серьезных жизненных испытаниях. Да, их любящий Господь посылает человеку для его исправления, но и мера их никогда не превышает человеческих сил… Но никогда не пошлет Он нам неполезных, неспасительных, не необходимых, то есть бессмысленных, скорбей и страданий – Премудрый Господь отводит нас от таких бед и происшествий, которые точно не принесут пользы душе.

– Мне вспомнился сейчас знаменитый случай, связанный с дедушкой нашего Святейшего Патриарха Кирилла. Это были 20–30 годы, и Святейший Патриарх сам рассказывал об этом: его дедушка, Василий Степанович Гундяев, был исповедником православной веры, глубоко церковным человеком. Он боролся с обновленчеством, прямо исповедовал свою церковность перед атеистами, и его многократно ссылали, давали ему разные сроки, но в целом он просидел около тридцати лет за свою жизнь.

Так вот, в начале 30-х годов, когда его должны были арестовать в очередной раз, он сказал своей супруге, что, «поскольку я страдаю со Христом, то Господь вам не даст умереть», – а был голод. В их семье было семь своих детей и одна приемная дочь – восемь маленьких детей.

Его забирают, кормильца в семье нет. Голод. Наступил такой день, когда осталась последняя горсть муки, и мама приготовила из этой муки последние лепешки, разделила на всех и потом сказала: «Завтра мы начнем умирать». Она очень молилась в этот вечер и вверяла свою жизнь и жизнь своих детей в руки Божьи. И вот ночью неожиданно кто-то в окно постучал, и раздался голос: «Хозяйка, принимай груз». Она открыла дверь, увидела полный мешок муки, но рядом никого не было. Этот мешок муки спас жизнь детям. И благодаря такому чудесному Божьему вмешательству впоследствии родился Святейший Патриарх Кирилл.

То есть Господь никогда не попускает страданий выше меры: да, этой семье, этим деткам было дано голодать. Да, они прошли эти нечеловеческие трудности, но в нужный момент Господь подал то, что спасло всем жизнь.

И в жизни каждого из нас не наступит такого момента, когда Господь нас оставит. Если ты от всего сердца обращаешься к Нему, просишь Его: «Боже, у меня нет сил – помоги! Выведи меня как-то из этой ситуации, дай мне разрешение» – Господь непременно поможет.

Очень важно в таких ситуациях взять какое-то молитвенное правило: строго каждый день, например, в девять вечера, я буду, допустим, читать акафист Божьей Матери «Взыскание погибших», молиться святителю Николаю Чудотворцу, или преподобному Сергию Радонежскому, или кому-то еще; но это молитвенное правило строго входит в твою жизнь, и через него ты выражаешь свою искреннюю просьбу к Богу. Такая молитва увенчается успехом.

– Подобных примеров того, как венчается успехом молитвенный подвиг одного ли человека или общины христиан, – множество. И мы приведем один из них, чтобы еще раз напомнить о том, что Господь слышит нас всегда! А если Он и медлит с исполнением наших прошений, то причины на то всегда есть. Во-первых, нам нужно время, чтобы глубже осмыслить свою просьбу, а значит, и свои мотивы – понять, что же мы просим на самом деле. А во-вторых, именно такие якобы безответные прошения и становятся для нас настоящими уроками молитвы. И тогда наше обращение к Богу перестает быть формальным вычитыванием молитвослова лишь глазами и губами. Оно рождается в глубине сердца и превращается в разговор о самом важном – о спасении собственной или чьей-то души. Мольбой к Тому, Кого называют и Вседержителем, и Заступником, и Многомилостивым, и Спасителем.

Яркий пример такого сугубого молитвенного подвига мы находим в замечательной книге Елены Романенко «Повседневная жизнь русского средневекового монастыря». Он свидетельствует о том, как в одном северном монастыре случился как-то сильный голод. Братия скорбели и молились, и когда собрались уже было разойтись (покинуть обитель), тут монастырскому старцу во сне явились местночтимые святые и сказали: «Не скорбите, братия, что постигла вас хлебная скудость, не расходитесь». А спустя некоторое время в монастырь пришли иноки другого монастыря – их корабль, оказывается, разбился неподалеку у берега. И эти иноки предложили здешним монахам забрать их драгоценный груз. Этим хлебом с корабля братия кормились целых полтора года…

– В нашем кругу, там, где мы собираемся с некоторыми мирянами, изучаем вместе Евангелие и проводим беседы, бывали интересные ситуации, когда явно чувствовалась помощь Божья. У одной женщины, Светланы, произошло несчастье: ее дочь ночью сбила на Садовом кольце человека. Тот переезжал в неположенном месте дорогу на велосипеде, и, конечно, формально она была не виновата, уголовное дело не собирались на нее заводить, но представьте, каково ей было чувствовать себя, когда она сбивает человека. Он оказался в коме, попал в больницу, и там все говорили, что дело, в общем-то, безнадежное.

И тогда мы в нашем кругу начали вместе молиться, вместе просить Господа, чтобы Он помог, исцелил этого молодого человека. И, кроме того, Светлане было рекомендовано дать какой-то обет Богу, дабы ее просьба к Богу сопровождалась явным делом: не просто отвлеченно просить, но жизненно включиться в эту ситуацию. И буквально на второй день молодой человек уже пришел в себя, а еще через несколько дней его выписали из больницы, потому что молитва принесла такие плоды.

Или у другой женщины: у нее сын, который пил частенько. Получилось так, что в один момент он ушел и исчез, не появлялся. Тогда мы все поднялись на молитву, стали читать акафист «Взыскание погибших» – в тот же вечер он вернулся домой и впервые в жизни сказал: «Мама, прости меня».

Господь действительно находится рядом с нами, и достаточно от сердца обратиться к Нему, как Он поможет. Но лучше, конечно, взять на себя какое-то молитвенное правило, потому что именно во время такой продолжительной молитвы наше сердце открывается навстречу Господу. Мы становимся ближе к Богу и можем легче воспринять от Него помощь. Господь непременно поможет, что бы ни произошло. Поэтому ни в каких ситуациях не нужно унывать, отчаиваться, предаваться горестным мыслям – во всех горестных мыслях мы как бы прячемся внутри себя, закрываемся в скорлупу и не видим, что происходит на самом деле. Нужно выйти из этого, обратиться ко Господу, и Наш Небесный Отец, как любящий нас Врач, как Воспитатель, как Тот, Кто ведет нас по жизни, обязательно любую скорбь разрешит и все соделает самым лучшим для нас образом.

Еще, дорогие братья и сестры, очень важно избегать осуждения. Мы сказали, как неверующие люди начинают выказывать недовольство: где же Бог, когда Он допускает какие-то несправедливости? А все дело в том, что человек видит только узкий сектор в том, что происходит, и, разглядывая этот сектор, не может составить представление обо всей картине. Тогда как Господь Бог – Он над нами, Он видит вообще все, знает, что и как распределить, кого и как вести. Очень часто мы своим лукавым оком смотрим и думаем: почему произошло так, а не иначе, почему этому человеку было что-то дано в такой-то момент, а у того, наоборот, отнято? Но нашей жизнью руководит Господь.

Есть такая притча «У ручья», когда один человек возмущался: что же столько несправедливостей: одни люди умирают в раннем детстве, другие доживают до старости, но при этом ведут себя неблагочестиво. А может быть, в этом-то и есть весь смысл, что кого-то забирают в детстве, потому что, пока он чист сердцем, ему и лучше предстать в вечности пред Богом таковым. А кто-то проходит внутренние борения на протяжении всей жизни и уже перед смертью осознает всю мерзость греха. Так бывает, когда человек ныряет в воду и, достигнув самой глубины, отталкивается от дна и выныривает наружу. Бывают и люди, которым надо пройти глубины греха, чтобы, оттолкнувшись уже от самого дна, вынырнуть наружу и вдохнуть чистый воздух, вздохнуть благодатью Божьей, через покаяние, через исповедь освободившись от груза грехов. И такие люди уже точно знают, что никакие греховные страсти им больше не нужны.

И самая великая ценность – это твоя встреча со Христом, потому что, как сказал Господь, «кому больше прощается, тот больше любит». Вот и объяснение, почему к Спасителю больше всего тянулись блудницы, мытари, явные грешники: они знали цену прощения. Вот из-за чего бывает, что людям даются такие сложные жизненные обстоятельства, попускается падать, потому что в последний момент, может быть, они сумеют раскаяться и прийти к осознанию своих грехов. И таких случаев множество.

В притче «У ручья» один человек размышлял и не мог понять, как же так: с одним происходит так, с другим – этак. И является ему ангел и говорит: «Пойди спрячься в дупло в дереве возле ручья и наблюдай». Он стал наблюдать. Подходит к ручью богатый человек, склоняется, чтобы попить воды. Выпил, но не заметил, как у него выпал из кармана кошелек, набитый деньгами, и упал в воду. Ушел. После этого подходит другой человек, бедный, тоже наклонился, чтобы попить воды, увидел кошелек, взял с собой и унес. А после этого подходит третий человек, тоже бедный, нищий человек. Наклонился, попил воды, и в этот момент возвращается богач, обнаруживший, что у него пропал кошелек. Он видит этого третьего человека, бедняка: посчитал, что тот украл его кошелек, начал его бить и убил.

Кажется, какая несправедливость, что все получилось таким образом. И после этого ангел объясняет, что богач нажил деньги несправедливым образом, поэтому он и лишился этих денег, когда пил у ручья.

Второй человек, пришедший и нашедший кошелек, был тот самый, с которым богач когда-то поступил несправедливо, и таким образом к нему вернулись эти деньги. А третий человек, тоже бедный, в свое время оказался виноват в гибели другого человека. Он жил с ощущением своей вины и желал как-то искупить эту вину. И этим искуплением становится его собственная смерть, смерть от руки другого.

А что же богач? Оказалось, что и он, убив этого бедного человека, тоже приходит к раскаянию и идет в монастырь, чтобы замаливать свои грехи.

И то же самое наблюдается в нашей жизни: да, у нас есть какие-то страсти, кто-то стремится к богатству, кто-то допускает несправедливости, проступки и желает это изгладить. Господь по жизни устраивает таким образом, чтобы каждый получил свое, чтобы каждому человеку открылась возможность для вечного спасения. Поэтому на самом деле Господь Бог ставит нас в такие условия, при которых наше сердце обязательно может откликнуться на добро, на что-то светлое, может раскрыть себя навстречу Богу и спастись. И Господь по мере нашей жизни подает нам ситуации, при которых мы можем обратиться к Богу и расстаться со своими грехами, преодолеть себя, научиться жить по-христиански. Весь наш жизненный путь в руках Божьих. И время от времени Господь нам подает это: либо мы встречаемся с кем-то и через человека получаем вразумление, или попадается какая-то книга, либо через болезнь, случившуюся скорбь, а может, иногда наоборот: не через скорбь, а через радость: когда мы просто попросили Бога и Он нам подал. И мы видим, что Господь нас не оставляет.

Самое главное – это помнить, что все в руках Божьих, и нет смысла нам о чем-либо переживать, чрезмерно изводить самих себя и окружающих нас людей. Давайте постараемся, дорогие братья и сестры, начав с этого момента, учиться вверять свою жизнь в руки Божьи. В трудных ситуациях говорить: «Господи, да будет во всем воля Твоя, слава Тебе, Боже, вовеки». В других ситуациях обращаться ко Господу со словами молитвы: «Боже, если есть Твоя воля, помоги мне выйти из этой ситуации, помоги мне исцелиться, правильно поступить и разобраться, как мне быть». И самое главное – помнить, что Господь рядом с нами и подаст нам именно то, что каждому из нас и нужно.

Дай Господь, чтобы жизнь каждого из нас созидалась по воле Божьей. Всего вам всем доброго, храни вас Господь.

Просмотр (222)