Уроки православия. Священник Валерий Духанин о Промысле Божием. Урок 5

Среда, 26.10.2016 23:06

soyuz

На уроках со священником Валерием Духаниным мы говорим о том, что Господь имеет неусыпное попечение о каждом человеке и каждого ведет ко спасению путями непостижимыми и неисповедимыми. Но мы часто не желаем принять такую заботу Бога о нас, а после недоумеваем – откуда в душе рождаются ропот, неудовлетворенность жизнью?

– Жил в начале IV века в Сирии некий юноша по имени Ефрем. Был он раздражительным, часто из-за пустяков вступал в ссоры, предавался худым замыслам. А еще был уверен в том, что все в жизни происходит по воле случая. Однако Промысл Божий вразумил пылкую молодость. Ефрема ложно обвинили в краже овец и бросили в темницу. Туда же были посажены два других, также невинных, человека. Одного из них обвиняли в прелюбодеянии, другого – в убийстве. Юноша постоянно размышлял над случившимся и однажды услышал во сне голос: «Будь благочестив и уразумеешь Промысл. Перебери в мыслях, о чем ты думал, что делал и поймешь, что и ты, и твои товарищи по несчастью страдаете справедливо». И тогда Ефрем вспомнил, как когда-то он со злым умыслом выгнал из загона чужую корову, которая затем погибла. И узники рассказали, что один из них участвовал в обвинении женщины, оклеветанной в прелюбодеянии, а другой видел тонувшего в реке человека и не помог ему. Все это так поразило Ефрема, что он решил изменить свою жизнь. А когда все трое были отпущены на свободу, юноша во сне вновь услышал голос: «Покайся в неправде своей, убедившись, что есть в мире Око, над всем надзирающее». Удивительный пример! Как ярко и наглядно он свидетельствует о том, что Господь имеет неусыпное попечение о каждом человеке и каждого ведет ко спасению путями непостижимыми и неисповедимыми. Нам бы только научится вверять себя в руки Божии! Но делать это нелегко! Часто мы не желаем принимать такую заботу Бога о нас, а потом сами не понимаем – откуда в душе рождаются и ропот, и неудовлетворенность жизнью?
– Вот, к сожалению, основной бич нашего времени – это постоянное недовольство: недовольство своей судьбой, недовольство окружающимися нас людьми. Это постоянные внутренние переживания, когда мы сами думаем, что чего-то мы не успели, куда-то мы не пришли, и начинаем внутри накручивать себе, пережевывать эти помыслы, и сами заводим себя в какой-то внутренний тупик. А иногда надо просто открыть глаза, надо просто выйти наружу и увидеть, что все в руках Божиих, что Господь ведет тебя и знает, как и что устроить.

Не нужно соотносить свои неприятности с тем, что якобы кто-то навел на тебя порчу, кто-то сглазил тебя, потому что самые болезни находятся в руках Божиих. И виноват в этом не сосед или завидующая тебе подружка, которая начала приколдовывать или подбрасывать тебе какие-то заговоренные иголочки. Виноваты в своих бедах бываем мы сами, потому что удаляемся от Бога. А если мы без Бога, то мы без духовной защиты. Человек же, который находится с Богом, защищен. Помните из Евангелия, что бесы без позволения Христа не могли войти даже в свиней. Даже в бессловесных животных бесы не могли войти и причинить им какой-то вред, пока не позволил Спаситель. Тем более нам, тем более человеку, который создан по образу Божию, никакие демоны не могут причинить вреда, если нет на это особого Божия произволения.

Иногда, когда читаешь жития святых, когда вообще смотришь на окружающую жизнь, то видишь удивительные вещи. Святой праведный Иоанн Кронштадтский: он исцелял очень многих людей, спасал из самых безнадежных ситуаций. А ведь незадолго до смерти ему была попущена достаточно тяжелая болезнь. И мало кто знает, что за несколько лет до смерти святой Иоанн Кронштадтский получил очень тяжелые повреждения. Его пригласили в один дом, якобы помочь больному, и там на святого Иоанна напали и нанесли ему тяжелые повреждения, которые впоследствии и стали причиной его смерти. Но батюшка Иоанн Кронштадтский очень просил не мстить этим людям и запретил сами сведения об этом делать общеизвестными, чтобы не начались погромы. И об этом случае даже мало кто знает до сих пор. Что мы видим? Что даже святым Господь попускал болезни.

Или преподобная Мария Гатчинская. Она прожила жизнь, будучи сама больна болезнью Паркинсона, то есть Господь не снимал с нее этой болезни, но по ее молитвам исцелялись другие. Я знаю одну женщину, которая через таинство Соборования исцелилась от болезни Паркинсона и после этого прожила еще пятнадцать лет. То есть все находится в Божиих руках. Заболел ли ты или, наоборот, выздоровел – это все находится в руках Господа, Который как Врач знает, что нам ниспослать, что нам нужно в этот конкретный момент. И зачастую болезни служат прекрасным духовным врачевством. Ибо человек часто ищет здоровье для того, чтобы грешить, чтобы удовлетворять свои страсти. Через это губит свою вечную бессмертную жизнь.

Но часто для людей сами страдания служат таким преткновением. И особенно часто атеисты, неверующие люди ставят нам, верующим людям, в упрек: «Как же так: если Бог есть, если, как вы говорите, Он Премудр и Благ, если Он Всемогущ, то почему Он попускает нам такие страдания, тем более детские страдания?» Помните, как в романе Достоевского «Братья Карамазовы» благочестивому Алеше приводится такой пример, как наглый помещик затравливает борзыми невинного ребенка. И что толку матери, что этого помещика посадили? Ведь сына ей уже не вернуть. Где же вообще Бог в таких критических ситуациях? И что же это вообще такое происходит, если невинные дети страдают?

А дело все в том, что причина страданий человеческих – это наш грех. Еще на заре истории мы протянули руку к змею. Вот представьте, что если кто-то протянет руку к змее: она ужалит, и яд начнет действовать. Какие ни принимай меры, все равно какое-то отравление будет, и организм от этого начнет страдать. Вот то же самое было при грехопадении: соблазн этого первого змея-искусителя, через это люди впустили в себя яд греха. И вот этот яд действует на протяжении всей истории. А есть такая маленькая особенность, что зло всегда несправедливо. И если зло вошло в мир, то действовать оно будет самым несправедливым образом, и значит, будут страдать невинные.

Давайте вспомним, какой была самая первая смерть, кто умер первым в истории человечества. Не Адам, не Ева, то есть не те, кто были виновниками грехопадения. Не первый их сын Каин, который, в общем-то, не отличался уже благочестивым характером, потому что он больше старался устроиться здесь, на земле, и его сердце было наполнено завистью, злыми мыслями. Не Каин умирает первым. Самым первым умирает невинный Авель; умирает ребенок, ребенок Адама и Евы. То есть самая первая смерть – это смерть ребенка Адама и Евы, смерть невинная. Вот тогда мы уже видим начало действия закона несправедливости, когда страдают именно невинные. Но причина этому – грех человека. И до сих пор происходит все то же самое. Из-за того, что мы поражены грехом, страдают невинные. Но Господь непостижимым образом и это обращает во благо.

В Книге Иова есть такие слова: «Люди рождаются на страдание, как искры, чтобы устремляться вверх». Когда горит пламя, искры устремляются вверх. И человек своей душой может устремиться вверх, к Небу, к Богу, только благодаря огню страданий; они мобилизуют и организуют душу, они помогают отстать от всех земных, абсолютно глупых каких-то увлечений, пристрастий, глупых и ненужных нам плотских страстей. Страдания помогают задуматься и внутренне преобразиться. И даже детские страдания становятся во спасение ребенку, как бы это ни казалось нам жестоким и несправедливым.

Давайте вспомним известный случай из жизни Рылеева. Этот декабрист, который был приговорен к смертной казни, одним из пяти декабристов стоял на эшафоте, и петля была на его шее. Но что предшествовало этому? Когда-то, когда он был еще младенцем, он сильно разболелся, и мать молилась об исцелении своего малыша. Молилась со слезами, на коленях. И вот в ту же ночь ей было показано сновидение, как ребенок ее выздоравливает, потихоньку подрастает, а потом у него начинаются какие-то юношеские греховные увлечения, потом вдруг проходят какие-то собрания в потаенных комнатах в табачном дыму, и там обсуждаются некие планы и заговоры. А потом мать видит эшафот, на котором стоит ее сын. И вот молитва матери все-таки пересилила: она вымолила своего ребенка у Бога. Но в итоге он и стал возрастать вот так, как ей было показано. Он реализовал себя так, как уже было заложено где-то в сокровенных глубинах его души. И, один из пяти, он стоял на этом эшафоте.

Но Промысл Божий и здесь оказывается необыкновенно премудрым. Во-первых, мы знаем, что во время этой казни у нескольких приговоренных из этих пяти петля сорвалась. Была такая традиция на Руси, это считалось Божиим знаком, что Сам Господь оставляет осужденного живым. К великому сожалению, император Николай I повелел казнить их вторично, что было нарушением сложившихся традиций. И, видимо, Николай I тоже поступил вопреки воле Божией. Но далее что хочется еще подчеркнуть. Дело в том, что сам Рылеев, о котором мы говорили, умер по-христиански. Находясь перед казнью в тюрьме, в заключении, он искренне исповедовался, причастился Святых Таин. И даже жене писал, чтобы она обязательно посещала храм, исповедовалась священнику и вела христианский образ жизни.

То есть даже когда Господь маме этого декабриста показывал, чем закончится его жизненный путь, и тогда Господь не оставлял его, Он оберегал его по жизни, старался отвести от греха; мы, может быть, не знаем этих случаев, но это было несомненно так. И прозрение Рылеева наступило уже в темнице, когда он был приговорен. Самое главное – это когда человек свободен от греха, когда сердце твое уже не сковывают никакие страсти, когда ты встречаешь вечность с чистой душой. И к этому Рылеева привел Господь Бог.

Всегда важно помнить, что Господь присутствует рядом с нами, как бы мы себя ни вели. Мы можем капризничать, как дети, которые дерутся друг с другом, ломают друг другу игрушки, что-то отнимают, задевают своими руками и даже царапают. Но родители все равно любят детей. И вот уникальность Господа Иисуса Христа заключается в том, что Он умер вообще за всех. Он умер за тех, кто несет скорби и страдания, за тех, кто несправедливо погибает, за маленьких невинных детей. Мы упомянули случай, когда помещик затравил собаками маленького ребенка. Но ведь часто люди ведут себя хуже собак. И Сам Господь Иисус Христос буквально тоже, можно сказать, был растерзан людьми. Его подвергли страшнейшим истязаниям, бичеванию. А кнут, которым Его стегали, – ведь это была не просто веревка, на конце были острые шипы. Обычно считалось так, что пятьдесят ударов такой плетью уже приводили человека к смерти. Спасителю дали девяносто восемь таких ударов, то есть превысили меру в два раза. Тело Его было практически истерзано. Почему мы знаем о количестве ударов? Потому что это подсчитано в ходе исследования Туринской плащаницы. После этого Спаситель претерпел Крестную смерть. Муки распятого просто невообразимы, потому что граненые гвозди пробивают нервные окончания на руках и ногах. Тело оказывается в таком положении, что невозможно дышать, и, чтобы вздохнуть, нужно опираться на ноги и немножко приподняться на кресте.

И вот Спаситель, во искупление грехов всех, понес эти страдания. Мера Его страданий превысила меру всех страданий в истории человечества. Он понес не просто страдания физические, но и душевные, ибо на Кресте Господь произнес: «Боже Мой, Боже Мой! Почему Ты Меня оставил?» Спаситель выразил через это муку богооставленности. Конец всякого греха – это ад. Ад – это богооставленность. И чтобы искупить наши грехи, Спаситель воспринимает на Себя муку богооставленности, и на Кресте Он испытывает как телесные, так и душевные страдания. И в этих страданиях искупаются грехи всего мира.

И вот уникальность страданий Христа как раз и заключается в том, что Он умер как за невинно страдающих, за тех, кто терпит какие-то скорби, болезни, но также Он пострадал и за злодеев: за тех, кто причиняет зло другим; за тех, кто пытается нажиться на благе другого человека, потому что эти-то люди и являются самыми несчастными. Несчастен не тот, у кого что-то отняли, – несчастен тот, кто отнял. Несчастен не тот, кого убили, – несчастен тот, кто убил. В романе Достоевского «Преступление и наказание» Родион Раскольников в конечном итоге сказал: «Я не старушку убил, я себя убил». И вся его жизнь была уже не жизнь, а смерть, – смерть души. И, подобно блудному сыну, он ожил через покаяние, воскрес, как Лазарь из того фрагмента Евангелия, который читает.

И на самом деле все человечество уподобляется двум разбойникам, распятым рядом со Спасителем. Помните из Евангелия, на Голгофе находилось три креста: в центре – Крест Христов, где страдал Господь Иисус, наш Спаситель; а по правую и по левую стороны от Него – два разбойника. И святые отцы объясняют, что вот эти два разбойника – это образ всего человечества. На Земле страдают все. Внимательно понаблюдайте вокруг себя, послушайте своих родных, близких; посмотрите, как живут богатые люди. Каждый человек считает, что он чего-то лишен, что ему чего-то не хватает, что чего-то он не получил. И чем выше социальный уровень человека, чем больше он получает средств, тем в более сложные условия он и поставлен: ему надо обслуживать дорогие автомобили, оплачивать коммунальные платежи, оплачивать свои коттеджи просто в немыслимых суммах. Вот я не встречал еще ни одного счастливого предпринимателя, ни одного счастливого богача. Но самое интересное, что нет ни одного богатого человека, который считал бы себя в достатке: всегда чего-то не хватает. Страдают все. У всех есть какие-то лишения, какие-то скорби, все терпят какие-то несправедливости. Мы все подобны вот этим двум, распятым на крестах, разбойникам. И мы действительно разбойники, мы все грешим. Каждый грешит по-своему: у кого-то это явные разбойничьи дела, а у кого-то грех сидит в мыслях, и он такой же злодей, просто мысль не стала делом.

Мы все страдаем, и мы все разбойники, но ведем мы себя по-разному. Рядом со Спасителем было два разных разбойника. Тот, который по правую сторону, признал свою греховность, раскаялся и сказал: «Господи, достойное по делам нашим мы приемлем. Помяни меня во Царствии Твоем». И вот этот разбойник и был спасен. И ему уподобляются те, кто понимает, что мы в жизни несем заслуженное. Все наши скорби, все наши беды – это то, что нам нужно понести как врачевство от наших грехов. И спасти нас может только искреннее покаяние перед Богом. Оно приносит облегчение, уходит груз грехов, и такой человек оказывается вместе со Христом.

Но, к сожалению, другая половина человечества уподобляется неразумному разбойнику. Тот говорил: «Зачем мне попущен этот крест? Вот Ты, Христос, страдаешь. Если Ты действительно Сын Божий, то избавь меня от моего креста, избавь меня от этих страданий. А мне каяться не в чем». И, к великому сожалению, огромная часть человечества уподобляется этому неразумному разбойнику, не желая раскаяться в своих грехах и не желая получить внутреннее облегчение, свободу своего сердца.

Просмотр (55)