О непрощении

Воскресенье, 04.09.2016 18:32

Проповедь священника Валерия Духанина на Литургии в храме преподобного Пимена Угрешского Николо-Угрешского монастыря 4 сентября 2016 г. в неделю 11-ю по Пятидесятнице на чтение воскресного Евангелия (Мф. 18: 23 – 35).

 

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
Дорогие отцы, братья и сестры!
Какое странное дело – маленькие дети быстро прощают друг друга. И если в песочнице один ребенок сломал другому игрушку, то уже через какой-то час они снова беззаботно играют, как будто ничего и не было. И только взрослый человек, это очень странное, непонятное и загадочное существо, которое считает себя серьезным, способно хранить обиды на протяжении многих лет и не прощать своего прежнего друга, мужа или жену, самых близких людей.
Непрощение всегда опирается на вроде бы объективные причины. Мы не прощаем ближнего, потому что он нас подвел или предал, мы не прощаем родителей за то, что например отец всю жизнь пил, а мать не дала встречаться с понравившимся человеком и, как кажется, разрушила твое семейное счастье. Мы не прощаем детей за то, что они не слушаются или плохо учатся и вообще поступают так, как сами хотят. Мы не прощаем подругу за то, что она сплетничает, и не прощаем друга за то, что он не принес нам какую-то вещь. Непрощение – это начало вражды, оно рушит семьи и связи друзей, оно воздвигает стену, за которой обиженный пытается спрятаться.
Есть еще одна удивительная вещь. Непрощение, зло и обида копятся в душе обиженного, но в итоге горит он сам. Да, вина другого человека была объективна, но страдаешь от непрощения ты сам. Огонь непрощения – это начало адского пламени, которое жжет уже здесь, жить в мучении невыносимо, а мучаемся мы от того, что держим на кого-то зло. Непрощение – это узел, завязанный внутри души, это петля, затянутая на своей собственной шее. Непрощение – это погубление себя, а не врага, уничтожение себя своей обидой, а не обидчика.
И выход здесь только один – развязать этот узел, снять петлю с собственной шеи. Выбросить вон отраву, оставить вне своего сердца зло, а значит, надо простить.
И в общем-то, если прямо сказать, прощение или непрощение – это тот водораздел, который четко показывает, с кем вообще ты, с Богом, Который повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных (Мф. 5: …) или с диаволом, врагом Божиим, который еще никогда никого не простил.
В реалиях нашего страшного мира есть такое явление – сатанизм. Служители этого безумного культа, избрав откровенное зло и насилие как главные ценности жизни, порой не гнушаются приносить в жертву диаволу живых людей. Мало кто знает, что в этом изуверском ритуале собственно жертвой является не момент смерти и даже не страдания сами по себе, а тот момент, когда несчастный человек допускает в себе злость по отношению к истязателям. И это для сатанистов признается победой.
Итак, если мы проникаемся злобой к врагам, то мы проиграли. Напротив, Господь Иисус Христос потому и победил на Кресте диавола, что во время невинных, несправедливых страданий Он явил в Себе любовь, добро и прощение. Вот почему крест обладает такой силой над диаволом. Прощение причиненных обид в духовном смысле имеет величайшую цену, поскольку уподобляет человека милосердому Богу. Только так добро и побеждает зло, и это на протяжении веков являли святые.
Святая мученица Фавста (это начало IV века) была предана на мучение за веру Христову в очень юном возрасте. Ее предали в руки жесточайшего мучителя Максима, которому было велено источить над святой весь ужас своих мучений. Но святая Фавста только благодарила Бога и кротко молилась за своего мучителя: «Молю Тебя, Господи, возлюби Максима, просвети его верой и утверди в страхе Твоем». Эта кроткая молитва, эта просьба, чтобы Господь возлюбил Максима, желание блага своему истязателю так поразили его сердце, что он сам уверовал во Христа и вместе со святой Фавстой принял мученический венец. Прощение – это возможность преобразить обидчика, и это одно из главных средств спасти самого себя.
Нам трудно прощать других, поскольку мы не понимаем великой ценности прощения. Ущерб от личной обиды кажется слишком существенным. Но Евангелие говорит ясно и прямо: Прощайте и прощены будете (Лк. 6: 37). Нам простится только тогда, когда мы прощаем других, когда мы не держим ни на кого зла в своем сердце.
Если бы мы окинули внутренним взором всю свою жизнь и подумали о том, что нас ждет в будущем, представили Суд, который неминуемо последует, то поспешили бы прощать других, чтобы самим быть прощенными. Вот казалось бы, такое простое средство: хочешь, чтобы Бог тебе всё простил? – прости всё своим обидчикам, и тебе уже открыт Рай. Нам трудно простить, потому что мы не хотим смириться и признать, что все попущенные нам оскорбления и трудности даны Богом как врачевство от гордости и от прочих наших страстей. Когда нас обижают, мы скорее обрушим авторитет человека, досадившего нам, но свой авторитет мы не обрушим никогда, ибо свое «я» превыше всего, таков закон гордости. И вот почему нам трудно простить.
Простить – это значит обрести свободу, ибо ты уже не зависишь от чьих-то дурных поступков. Действительно, прощение – это свобода, это простор чистой совести, это крылья ангелов, которые никому не мстят и ни на кого не держат обиду, и этими крыльями душа воспаряет к самому Небу.
Дай Боже всем нам обрести эти райские крылья прощения, с помощью которых взойти к Небесам, где нет ни одного обиженного, и где никто не таит в сердце зла. Прямо сейчас давайте каждый вспомним, кто нам доставил самые большие обиды и скажем: «Господи, я немощен, но помоги мне простить, укрепи мою слабую душу, а своему обидчику я желаю спастись и обрести вечную радость в Царстве Божием». Аминь.

Священник Валерий Духанин

Просмотр (1249)